Эмиссионный доход Банка Абхазии от реализации памятных и инвестиционных монет и памятных банкнот превысил 100 млн. рублей, – говорится в ответе Национального банка “Нужной газете”.
Национальный Банк Абхазии ответил на вопросы читателя «НГ» опуликованные на ТК «НГ» 23 декабря. https://t.me/nujnaiagazeta/13596
– Как известно, в 2008 году в Республике Абхазия был принят Закон “О введении в обращение на территории Республики Абхазия памятных и инвестиционных монет и памятных банкнот” N 2012-с-IV (далее – Закон), который заложил правовые основы для выпуска памятных и инвестиционных монет и памятных банкнот на территории Республики Абхазия.
Закон в актуальной редакции опубликован в открытом доступе на официальном сайте Банка Абхазии (https://nb-ra.org/zakonyi.html), где с ним могут ознакомиться все желающие, а также в соответствии с действующим законодательством был опубликован в печати (в издании «Республика Абхазия”, N 46, 29-30 апреля, 2008)
На основании ст. З Закона, Банк Абхазии впервые получил юридическое право осуществлять эмиссионную деятельность по выпуску памятных и инвестиционных монет и памятных банкнот (далее – монет и банкнот).
В 2024 году исполнилось 15 лет эмиссионной деятельности в Абхазии. За это время было выпущено 129 видов монет и 4 вида памятных банкнот. Эмитированные Национальным банком Республики Абхазия (Банком Абхазии) монеты и банкноты имеют наименование “Апсар”. На
2025 года запланирован выпуск пятой памятной банкноты номиналом 50 апсар.
В соответствии с Законом, памятные и инвестиционные монеты, а также памятные банкноты могут обращаться как в качестве платежного средства, так и в качестве предметов коллекционирования,
инвестирования и тезаврации по ценам, отличающимся от их номинальной стоимости.
Выпущенные в обращение монеты и банкноты являются платежным средством по их номинальной стоимости, имеющей, в соответствии с Законом, твердый эквивалент в российских рублях: 1 апсар равен 10 рублям Российской Федерации, при они не могут быть использованы в
качестве средства платежа в системе розничной торговли.
Тиражи выпускаемых монет и банкнот, их сюжеты, физические и стоимостные параметры (вид металла, вес и размер монеты, ее номинальная стоимость) определяются Банком Абхазии по согласованию с Президентом Республики Абхазия. А порядок первичной реализации монет и банкнот, условия их обращения на вторичном рынке, включая покупку их у физических и юридических лиц, определяются подзаконными актам Национального банка Республики Абхазия – Инструкция Банка Абхазии от 07.09.2018 N 35-И “О порядке выпуска в обращение памятных и инвестиционных монет Республики Абхазия из драгоценных металлов” (утв. на заседании Правления Национального банка Республики Абхазия 07.09.2018 г. Протокол N 45), которая также размещена на сайта Банка Абхазии.
Поскольку эмиссия памятных и инвестиционных монет и памятных банкнот прежде всего направлена на удовлетворения потребностей населения в средствах сбережения, а также в популяризации Республики Абхазия за ее пределами путем распространения апсаров в качестве предметов коллекционирования, инвестирования, они выпускают строго ограниченным тиражом, который определяется изначально и не подлежит пересмотру. Соответствующая поправка в законодательство Республики Абхазия уже принята Парламентом в первом чтении.
Оплата расходов по производству апсаров и их доставке осуществляется из средств Банка Абхазии по статье расходов, связанных с организацией налично-денежного обращения. Средства государственного бюджета Республики Абхазия не тратятся на выпуск монет и банкнот.
Первичный выпуск в обращение монет и банкнот осуществляется за рубли Российской Федерации. Цена монет при первичном выпуске включает в себя стоимость производства, доставку и наценку не более 25% (эмиссионный доход). Цена банкнот при первичном выпуске определяется их номиналом. Цены монет и банкнот на вторичном рынке устанавливаются свободно.
За 15 лет эмиссионный доход Банка Абхазии от реализации памятных и инвестиционных монет и памятных банкнот превысил 100 млн. рублей. За счет этих средств был увеличен собственный капитал Банка Абхазии, средства из которого позволили нарастить кредитные ресурсы банковской системы страны.
Вся информация о финансовой и эмиссионной деятельности Банка Абхазии содержится в ежегодных отчетах, которые вместе с аудиторскими заключениями направляются на утверждение в Народное Собрание – Парламент Республики Абхазии и публикуются на официальном сайте в открытом доступе.
Напомним, вопросы читателя “НГ” адресованные Национальному банку Абхазии.
- На основе какого закона осуществляется эмиссия банкнот “апсар”, именуемых национальной валютой Абхазии?
- Каков метод осуществления его эмиссии (вброса в рынок)?
- Обеспечен ли общественный контроль над его эмиссией?
- Если да, то, кто и как контролирует эмиссию апсара и процесс его обращения от имени главного источника власти Абхазии – народа?
- Какое отношение к апсару имеет государство, и если имеет, то в чем оно выражается?
- Известно, что эмиссия денег это самый экономически выгодный (рентабельный) вид деятельности, из всех существующих в мире, что порождает следующий вопрос – кому достается эмиссионный доход (разница между себестоимостью банкнот и их номиналом) образующийся при эмиссии апсаров?
- Принимает ли государство апсары в качестве средств оплаты за свои услуги, включая налоги?
- Кто, каким способом, и на каком правовом основании определяет курс апсара, относительно валют других стран?
Два вопроса были адресованы парламенту и прокуратуре.
9) Известен ли народным избранникам (радетелям интересов народа) и Парламенту в целом:
а) на каком основании эмитируется апсар, считающийся национальной валютой?
б) кто его бенефициар?
в) каков суммарный объем съэмитированных апсаров?
г) какова сумма дохода полученная при его эмиссии?
10) Знает ли прокуратура Абхазии, что если ответы на вышеприведенные вопросы не известны Парламенту, то процесс вброса апсара в рынок является особо крупным мошенничеством, несущим угрозу национальной безопасности, поскольку, с большой долей вероятности, он осуществляется через покупку остро дефицитной рублевой массы, и этим лишает национальную экономику возможности развития, соответственно, лишает государство возможности обеспечения экономического и политического суверенитета?