На сегодняшней «чрезвычайной» сессии парламента депутаты единогласно проголосовали за ратификацию «Протокола №2» к Соглашению между правительством Абхазии и правительством России о предоставлении правительству Республики Абхазия государственного экспортного кредита от 24 декабря 2010 года. Протокол №2 или график погашения железнодорожного кредита взятого правительством Абхазии в 2010 году на ремонт железной дороги был подписан вице-премьером Дмитрием Сериковым в 2017 году. Согласно протоколу Россия продлевает срок погашения кредита до 15 июля 2029 года, который в совокупности составляет около 2 миллиардов рублей.
Напомню, что железнодорожный кредит был взят правительством Абхазии в 2010 году. Соглашение подписал вице-премьер, министр финансов Беслан Кубрава. Да, тот самый Кубрава, который нынче бойко ругает власть за экономические просчеты. Ни проектно-сметной документации, ни обоснования кредита не было. Но залогом под кредит выступала абхазская железная дорога, со всем своим имуществом. Поэтому, совершенно понятно было (хоть чиновники об этом и не говорили), что в случае неоплаты кредита абхазская железная дорога превращается в российскую. Напомню, что такая перспектива серьезно не обсуждалась никем, кроме «тугодумов», а президент Багапш заверял всех, что с кредитом расплатится бизнес, который будет отгружать гравийно-щебеночную смесь на грандиозную сочинскую стройку к Олимпиаде. Сколько должны вывезти этой смеси никто в правительстве не считал, только заверяли, что нас, простых граждан, это никоим образом не касается.
В сухом остатке мы получили долги. Ни много, ни мало – пару миллиардов. 450 миллионов заплатили за последние годы налогоплательщики, оставшиеся 1 миллиард 711 миллионов (не будем о тысячах) решили «реструктурировать» до 2029 года. То есть каждый год из бюджета страны будет уходить в среднем 60-70 миллионов.
Сегодня на чрезвычайной сессии парламента депутаты единогласно согласились с графиком погашения долга до 2029 года, что, по мнению экономистов, снизит финансовую нагрузку на бюджет, и ратифицировали «протокол №2», подписанный в Москве 20 марта 2017 года вице-премьером Сериковым. Депутаты поблагодарили Россию за такую уступку в оплате долгов и выразили надежду на списание долга, как списали Узбекистану, Киргизии.
Представитель президента Дмитрий Шамба подчеркнул, что списание долгов «это всегда предмет переговоров» и что решение это «принимает кредитор, а не должник».
Любопытно, что никто из депутатов не поставил вопрос об использовании кредитных средств и ответственности чиновников обманувших свой народ и стратегического партнера при получении этого кредита.
Сергей Багапш: “Схема простая. РЖД помогает нам восстановить дорогу. Бизнес, который будет возить по ней щебень, песчано-гравийную смесь, другие грузы, которые идут по реэкспорту, начнет расплачиваться с ОАО “РЖД” за этот кредит. Три-четыре года — и мы за кредит расплатимся. Мы получаем готовую дорогу, а бизнес расплачивается за кредит».
Беслан Кубрава: Работа над кредитным договором началась в 2010 году. Важно было установить процентную ставку. При уровне инфляции 8 – 10% мы считаем, что кредит под 2,5% годовых является очень выгодным для нашего государства
Кристина Озган: “В соответствии с межправительственным соглашением о предоставлении государственного экспортного кредита между правительством РА и ОАО «Российские железные дороги» заключен контракт на выполнение работ по капитальному ремонту железнодорожной структуры на участках от Псоу до Сухума и от Очамчыры до Ткуарчала. Кредит предоставлен республике на 10 лет, но выплаты по нему начнутся лишь через 5 лет. По контракту будет заменено 100% железнодорожного полотна, 70% опор электропередач, приведена в порядок контактная сеть и проведена оптико-волоконная связь. Кроме того, в рамках проекта мы планируем, используя техвозможности РЖД, провести ремонт ответвленных участков путей до таких инфраструктурных объектов, как нефтебаза, мельзавод и др., для нормального их функционирования. На сегодняшний день практически завершена разработка проектно-сметной документации, и в ближайшее время её передадут на экспертизу. Ремонт самой железной дороги уже ведется. Приемка работ будет проводиться поэтапно. Для этого мы сформируем экспертную комиссию, в которую войдут все заинтересованные ведомства республики и руководство госпредприятия «Абхазская железная дорога», а также представители проектировщиков”.
2004 год – силами России был произведён капитальный ремонт участка пути Псоу — Сухум.