01 июля 2022 г.
Нужная газета
События. Люди. Комментарии.

09.11.2021

Бездорожная карта для нового парламента

Поделиться
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

У Facebook есть манера напоминать о событиях давно минувших лет. Сегодня он мне напомнил о сессии парламента трехлетней давности, на которой сторонники нынешнего президента бились насмерть за прямые эфиры. Решение было поддержано парламентским большинством. Прошло три года, те депутаты, которые требовали прямых эфиров, в большинстве своем заняли кресла в исполнительной власти, стали президентами, министрами, главами администраций и напрочь забыли о том, как стремились к открытости и прозрачности. Скандальное решение, принятое с таким эмоциональным накалом, пылится в архивах, а прямых эфиров с заседаний парламента как не было, так и нет.

Весной нынешнего года в Абхазии пройдут очередные выборы в парламент. Особенность абхазских выборов заключается в том, что о несовершенстве закона общественность, политические организации и парламент вспоминают накануне, когда времени для внесения изменений в законы уже не остается. Так двусмысленность нашего выборного законодательства становится причиной конфликтов, как это было, к примеру, в 2019 году, и судебных разбирательств.

Между тем именно несовершенная законодательная база, не отвечающая вызовам времени, позволила нам выбрать самый недееспособный и запредельно коррумпированный парламент за всю новейшую историю Абхазии. Сегодня рейтинг парламента упал до неприличия, и он расколот на сторонников президента и его оппонентов. И те и другие используют депутатские полномочия для решения узкокорпоративных и личных вопросов – интересы общества и государства зачастую вообще не учитываются. То, что после президентских выборов 2020 года произошел массовый исход депутатов в исполнительную власть, еще одно свидетельство, что парламент используется как стартовая площадка, и конечная цель многих народных избранников – перемещение из депутатского в министерское кресло. Такие мелочи, как значительные бюджетные средства, которые расходуются на повторные выборы, никого не интересуют. Было бы любопытно подсчитать, во что обходятся повторные выборы государству, но сегодня я на это отвлекаться не буду. Потому что, как бы ни был плох нынешний парламент, уверена, что дно он еще не пробил, так как в нынешний законодательный орган все же удалось каким-то образом просочиться отдельным депутатам, которые все еще ратуют за интересы общества и которые не соблазнились заманчивыми предложениями исполнительной власти в вопросах, представляющих общественный интерес. Поэтому нынешний парламент даже при его очевидном несовершенстве не устраивает исполнительную власть. Опасность же будущего парламента таится в том, что вероятность того, что мы получим законодательный орган, который станет прямым продолжением исполнительной власти и власть будет сосредоточена в одних руках, весьма высока. Такой парламент полностью противоречит идее разделения ветвей власти, и теряется сам смысл его существования.

Думаю, что президент ждет не дождется выборов парламента, чтобы принять решения, входящие в сферу его интересов, – внесение поправок в закон об энергетике, который давно мешает Бжания выполнить обещание по продаже энергосистемы страны, разрешение на продажу недвижимости иностранцам и многое другое, что обозначено в их «дорожной карте». Для всего этого нужен «ручной парламент», поэтому могу предположить, что на этих парламентских выборах использование административного ресурса будет беспрецедентным, и мы получим «хороших парней» только из президентского списка. Сделать это в условиях нашей страны с 130 тысячами избирателей и существующим законом несложно. Что им стоит скупить половину голосов от половины пришедших на выборы?

К сожалению, общественность и парламент уже упустили момент, когда можно привести закон в порядок или хотя бы внести в него поправки, соответствующие интересам государства. И таких предложений была масса. В промежутке между парламентскими выборами много говорилось о введении смешенной системы выборов, в которой многие видят панацею, о двухпалатном парламенте, об особых требованиях к кандидатам в депутаты, об обязательстве участвовать в теледебатах, об избирательном праве граждан и так далее. После последних парламентских выборов все были уверены, что созыв 2017 года станет последним избранным по мажоритарной системе. Депутаты даже «рассмотрели в двух чтениях поправку о переходе на смешанную пропорционально-мажоритарную систему выборов». Причина, по которой парламент так и не перешел к окончательному голосованию, смешная. Депутаты не смогли договориться о численности законодательного органа. У меня скептическое отношение к нашим партиям, которые весьма условны и не несут никакой идеи, не говоря уже об их численном составе, поэтому уверена, что смена системы с мажоритарной на смешанную не повлияла бы на качественный состав парламента. Но хотя бы этот этап был бы уже пройден и, возможно, появилась бы какая-то мысль о необходимости серьезных изменений в выборном законодательстве. Но, видимо, в этом не заинтересованы ни исполнители, ни законодатели. Что касается всех остальных предложений, связанных с прозрачностью, участием в дебатах, то об этом никто даже слышать не хочет. Напомню, что на выборах 2017 года третья часть кандидатов в депутаты отказалась даже от участия в прямых эфирах, и электорат выбирал своих избранников вслепую.

Единственное, чего удалось достичь за все эти годы, так это принять закон о декларировании, который обязывает кандидатов представлять декларации о доходах, расходах и имуществе. Но и здесь большие сомнения, что это положение как-то повиляет на качество будущего парламента. Мой скепсис возник не на пустом месте – в законе о выборах есть положение, которое обязывает кандидатов представлять в избирательные комиссии отчет об использовании средств избирательных фондов. Но вот незадача, фраза эта явно не завершена, и закон не обязывает ЦИК предоставлять финансовые отчеты избирательных фондов на публичное обозрение. А зря – мы хотя бы посмеялись от души.

Но если совсем серьезно, то парламентские выборы на основе такого ущербного законодательства проводить нельзя. Я повторю не новую мысль: для того, чтобы получить парламент, отвечающий интересам общества и государства, необходимо принять новый избирательный кодекс. И во имя такой цели можно было бы и отодвинуть выборы (мы их отодвигали и без всякой причины и на основаниях, никак не предусмотренных законом). Но беда в том, что нет парламентского большинства, которое в состоянии выйти за пределы своих личных и групповых интересов. Так что остается только дождаться нового парламента, чтобы посмотреть, как на совершенно законном основании будет уничтожаться страна руками «наших избранников».

Изида Чаниа, “Эхо Кавказа”

Реклама

Для размещения рекламы звоните по тел.:
(+7-940) 921-78-75


Погода

Яндекс.Погода

Объявления

Action Against Hunger
Миссия на Южном Кавказе
Проект:
«Улучшение систем водоснабжения, санитарии и гигиены в школах»

Запрос ценового предложения

Action Against Hunger – Миссия на Южном Кавказе намеревается заключить рабочие контракты на строительство в следующих местах:

1. Кутолская средняя школа, Очамчирского района
2. Маркулская средняя школа, Очамчирского района
3. Сухумская городская школа №5
4. Сухумская городская школа №6
5. Сухумская городская школа №15

в рамках гуманитарных программ при поддержке UNICEF (далее…)

Request for Quotation: Development of WASH Facilities and Services in Schools

Action Against Hunger, under the project “Development of WASH Facilities and Services in Schools” funded UNICEF, intends to award Work Contracts to companies performing water and sanitation rehabilitation/construction works in following schools and locations:

1. Kutol school, Ochamchira district
2. Markula, Ochamchira district
3. Sukhum town school #5
4. Sukhum town school #6
5. Sukhum town school #15
(далее…)

По вопросам размещения объявлений на сайте обращайтесь по тел. 921-78-75.


Мы в Facebook