27 сентября абхазские таможенники отпраздновали свой профессиональный праздник. Однако интервью с новым председателем Государственного таможенного комитета Бесланом Цвинария отнюдь не праздничное. Мы говорим о приказе председателя ФТС России Булавина «О создании Абхазского таможенного (специализированного) поста на территории Абхазии”.
– Беслан, почему решение о создании специализированного Абхазского таможенного поста на территории Абхазии принимал руководитель ФТС России?
– Это решение было принято на основании Соглашения подписанного президентами Абхазии и России в 2010 году и ратифицированного парламентом. Было долгое обсуждение, которое шло с 2008 года. Разные варианты соглашения предлагались и в 2010 году создание специализированных таможенных постов было закреплено в пятой статье Соглашения между Абхазией и Россией. А вот порядок открытия этих постов регулируется отдельным Соглашением между таможенными службами России и Абхазии подписанным в 2012 году «О порядке образования, осуществления функций, компетенции, регионах деятельности и местах нахождения специализированных таможенных органов». Договором и протоколами принятыми на встречах закреплено, что окончательное решение будет принято после письменного подтверждения ГТК Абхазии. После этого они получили право издавать положение и открывать таможенные посты.
– Я так понимаю, что это будет не один пост. В Соглашении говорится, что ФТС России имеет право формировать специализированные посты на всей территории Абхазии. Хотелось бы знать функции этих специализированных постов в Абхазии?
– Функции те же, что на российском таможенном посту «Псоу». Декларация товаров, но у же на месте и, затем, прохождение товара без остановки на той стороне границы. Я встречался с представителем ФТС в Абхазии и принцип добровольности выбора декларирования грузов остается – человек может задекларировать свой груз на месте, а может после пересечения границы. И в этом смысле нашим гражданам возможно будет удобнее оформить груз здесь и ехать без остановки к месту назначения. Почему несколько постов? Чтобы из Гудауты не надо было ехать в Сухум. Возможно такой пост будет открыт в Гагрском районе. На мой взгляд такое декларирование будет весьма удобно для нашего бизнес сообщества: не надо стоять в очереди на границе, созвонились, привезли, задекларировали.
– То есть речь идет о товарах, которые будут вывозиться за пределы Абхазии?
– Экспорт и транзит.
– Беслан давайте проговорим интерес к такому сотрудничеству со стороны со стороны не только Абхазии, но и России?
– Черноморские порты перегружены и задача разгрузить их и задействовать нашу инфраструктуру. Обо всех этих вопросах мы будем говорить с руководством российского ФТС во время встречи 25-26 октября. Нам пришло приглашение на таможенную выставку в Москве, которая приурочена к дню российского таможенника. Мы дружеские страны и надо не только декларировать эту дружбу, надо налаживать действительно взаимовыгодное сотрудничество. Если мы сумеем наладить такое сотрудничество у нас пойдут серьезные платежи в бюджет.
– За счет чего пойдут эти платежи?
– За счет увеличения товарооборота с Россией. Сегодня их черноморские порты не успевают принимать грузы и их товары вывозят через Грузию-Аджарию в Россию. С точки зрения логистики привести груз в Абхазию и транспортировать в Россию получается гораздо дешевле. Это их интерес, а для нас это будет серьезный приток средств.
– Будет ли российская сторона согласовывать с таможенными органами Абхазии свои действия – количество постов, сотрудников и т.д.?
– Без согласования с нами руководство ФТС не подписало бы это распоряжение. И тут есть еще такой момент – без взаимного сотрудничества эффективно работать не получится.
– А какая численность этого специализированного органа?
– При максимальной загруженности 49 единиц.
– Это где-то прописано?
– Да, количество сотрудников согласовывается с нами. Они планировали создание поста и в аэропорту, в случае его открытия, на море и т.д.
– Начало работы этого органа датировано 1 ноября.
– Они не успевают к этому сроку. На первом этапе это будет начальник, бухгалтер. Они приедут, будут строить, проводить спецсвязь и т.д. Как минимум нужен год для того, чтобы наладить работу. К тому же возникает масса попутных вопросов – к примеру, получения различных сертификатов, так как зарегистрировать таможенный орган РФ без наличия сопроводительных документов невозможно. Нужно либо параллельное решение о взаимном признании сертификатов, либо присутствие ветеринарной, карантинной и т.д. служб. У них свои требования.
– Это значит, что при своих постах они будут открывать эти службы или будут признавать документы выданные нашими службами?
– Это нужно согласовать, подписать соответствующее соглашение о признании наших сертификатов. Они должны определить алгоритм, каким образом это будет происходить, так как это связано и с прямыми поступлениями в российский бюджет. Сейчас все эти службы расположены в Сочи. И если декларирование товаров будет происходить здесь, а получить карантинный сертификат нужно в Сочи, то смысл существования постов становится непонятен. Поэтому этот механизм еще надо отработать. Скорее всего эти вопросы будут решаться пока они будут строиться.
– Есть ли аналоги создания таких специализированных таможенных постов на территории другого государства?
– Нет.
– Насколько этот проект умаляет наш суверенитет, независимость?
– Ни о каком умалении суверенитета речь не идет. Здесь речь идет о взаимовыгодном сотрудничестве, о создании облегченных условий в прохождении грузов для наших экспортеров. Мы можем открыть свои посты и на территории России и это предусмотрено в Соглашении, но у нас нет такой необходимости, нет смысла. Работа этого специализированного органа без нашей помощи тоже невозможна.
– Беслан, немного отойду от основной темы. Нужна ли таможня на грузино-абхазской границе?
– Таможенный комитет неоднократно обращался к президенту с просьбой рассмотреть вопрос о начале таможенного оформления товаров на абхазо-грузинской границе. Такое оформление было с 95 года. В 2007 году, такое оформление было приостановлено и товары стали поступать без оформления.
Там где официально речь идет о запрете ввоза товаров, но товары тем не менее поступают – это контрабанда, которая сопряжена с коррупцией.
Есть другая, имиджевая составляющая. Для нас Грузия недружественное государство, которое не признает государственную границу между Абхазией и Грузией. Мы же говорим, что это государственная граница. Значит на ней должны присутствовать все атрибуты власти и мы должны исполнять свои обязанности. К сожалению этот вопрос многие наши граждане переводят в плоскость политических спекуляций. Я направил письмо президенту с просьбой обсудить этот вопрос. Мне хотелось бы, несмотря на наши взаимоотношения с Грузией, решить этот вопрос цивилизованно. Для начала надо определить группу товаров, которые могут заходить к нам, определить условия ввоза. Нам должно быть понятно происхождение товаров, которые заходят через Грузию, они должны быть маркированы и т.д. Бессмысленно запрещать и не имея возможности осуществить свой запрет, тем самым мы закрываем глаза на контрабанду.
– А если мы уйдем от имиджевых заявлений и поговорим об экономической составляющей. О каких цифрах мы говорим, как влияет ввоз товаров из Грузии на цены на нашем рынке? Кто-то исследовал этот вопрос с экономической точки зрения?
– Думаю, что никто этим не занимался. Но для меня очевидно, что любое экономически развитое государство, если на одной из границ его сделать то, что у нас по Ингуру, то никакая экономика этого не выдержит. Это вопрос нашей экономической безопасности и его необходимо решить. Этот вопрос надо вынести на широкое общественное обсуждение и принимать решение не политизируя тему. Для меня очевидно, что это будет способствовать существенному увеличению доходов, не говоря уже о том, что все это будет происходить по правилам. Я ж не говорю о том, что мы должны обниматься. Нет, надо просто выстраивать цивилизованные отношения даже с недружественным государством.
– Экспорт товаров в Россию за последние годы увеличился или уменьшился?
– Экспорт снизился за последний год. Наверняка есть объективные причины – это и состояние экономики, но возможно и субъективные факторы тоже есть. Я буду с этим еще разбираться.
– Есть проблемы с вывозом сельхозпродукции?
– Нет. Вывозят арбузы, картошку и другие сельхозпродукты.
– И при всем при этом падение экспорта?
– Возможно это связано с урожайностью. Клоп, поедающий все, сказался на урожае и ореха и мандарин. Да и с ловом рыбы была в этом году проблема.
– Беслан, ты пришел в таможню в достаточно сложной ситуации. Времени для знакомства с работой было мало. Между тем, какие проблемы требуют безотлагательного решения?
– Надо систематизировать вопросы связанные с заработной платой. Таможенный сбор это средства которые должны принадлежать самой таможне и которые должны идти, в том числе, и на материальное стимулирование сотрудников. Никто еще не придумал более эффективных методов стимуляции работников и вот поэтому мы намерены внедрить систему оценки эффективности каждого работника. Если человек хорошо работает его надо поощрять – таких механизмов поощрения в таможенном комитете нет. Есть чисто профессиональные вопросы, которые находятся на уровне прошлого века. Есть какие-то мысли по структуре, но все эти вопросы надо обсуждать с людьми, которые здесь работают и совместно принимать решения. Надо создавать систему, которая отвечает современным условиям.