3 апреля в пресс-центре Абхазского телевидения начальник государственной автоинспекции МВД Батал Агрба рассказал о правилах тонировки автомобилей, эффективности камер фиксации и сроках оплаты штрафов.
Агрба подчеркнул, что работа ведется активно в различных направлениях. Особый упор делается на управление транспортом в нетрезвом состоянии и превышение скорости. Он отметил, что в последнее время активно обсуждается вопрос допустимой тонировки. Агрба объяснил, что уровень допустимой тонировки не менялся последние 10 лет:
«Нет никаких изменений в законодательстве. Светопропускаемость ветровых боковых стекол должна быть 75%, затемнение – 25%. Этот порядок действует уже на протяжении многих лет», – сказал он.
Что касается статистики по этому вопросу, то в нее входят только те случаи, когда на нарушителя оформлен протокол, если же водитель на месте соглашается снять тонировочную пленку, то на него протокол не оформляют. С начала года по этому нарушению было заведено около 700 отчетных материалов, сообщил Агрба, что больше, чем за тот же период прошлого года.
То же касается и скорости – за аналогичный период прошлого года было выявлено 3 000 нарушений против 5 000 в этом году.
Особое внимание ГАИ уделяет борьбе с нетрезвыми водителями, в этом году зарегистрировано 568 нарушений.
По прошествии ДТП, ГАИ проводит анализ и делает выводы о том, почему аварии происходят в определенных местах и как избежать этого в дальнейшем. В городе Сухум есть несколько улиц, где аварии происходят чаще всего – Эшба, Кодорское шоссе и Дзидзария. Именно там часто происходит наезд на пешехода, и, считает Агрба, связанно это с невнимательностью как водителей, так и пешеходов. Происходит это часто в сумерки, так как эти участки дороги недостаточно освещены.
Также немало аварий случается на республиканской трассе в Гудаутском районе. Многие граждане не соблюдают правила дорожного движения, в частности, скоростной режим, также влияют погодные условия и техническое состояние автотранспортных средств, утверждает начальник ГАИ. В связи с этим на данных участках сосредоточено самое большое количество камер фиксации, которых сегодня в Абхазии всего 12. Чтобы видео фиксаторы дали ощутимый эффект необходимо увеличить их количество до 100 штук.
«Камеры – это крайне эффективно в Абхазии, как показала практика. Мы их установили на особо опасных участках, где происходили ДТП. За счет фиксации на этих участках нарушения скоростного режима мы минимизировали, а вместе с ними и дорожно-транспортные происшествия. Данные участки стали менее аварийно опасными процентов на 80%», – сказал начальник ГАИ.
По мнению Агрба, только карательных мер в этом вопросе недостаточно, необходимо проводить образовательные мероприятия, начиная с самого раннего возраста.
Он также рассказал, что в случае уплаты штрафа в 5-дневный срок, действует скидка в 50% на все нарушения, за исключением управления транспортом в нетрезвом состоянии. По словам Агрба, эта мера – мотив оплатить штраф вовремя. Но, по мнению начальника ГАИ, 5 дней не всегда бывает достаточно, в связи с чем в МВД обсуждают возможность увеличить срок оплаты со скидкой до 10 рабочих дней.
Агрба отметил, что данная мера никак не повлияла на поступления средств в бюджет. В 2018 году от уплаты штрафов в бюджет поступил 41 млн рублей, что на 12 млн больше 2017 года.
В МВД есть база данных по нарушителям правил дорожно-транспортного движения. Если гражданин хочет узнать, есть ли у него штрафы по авто фиксации, есть приложение на сайте министерства, где каждый гражданин может ввести свои данные (свидетельство о регистрации транспортного средства) и получить информацию.
«У инспектора есть возможность получить данные с этой базы, но, к сожалению, она не столь оперативна, в связи с тем, что нет необходимого технического оборудования, которое на месте, в патрульном автомобиле или на посту, позволяет ему открыть гаджет и зайти в эту базу», – сказал Агрба.
Еще одной проблемой являются парковки. Зачастую паркуются, нарушая правила, несмотря на то, что висят запрещающие знаки и есть соответствующая разметка.
«Очень тяжело в Сухуме с 10 000 транспорта и 7 патрульными машинами держать дисциплину на должном уровне, а самосознание наших водителей оставляет желать лучшего. Необходимо дождаться водителя, попросить документы, подтверждающие право собственности и в отношении него возбудить административное производство», – объясняет Агрба.
Но у инспекторов зачастую нет времени дожидаться водителя, поясняет начальник ГАИ, так как есть места, где он нужен намного больше. Было принято решение изымать номерные знаки, но население отреагировало на это негативно. Но это было единственной мерой, позволяющей влиять на «недобросовестных граждан», отметил Агрба, так как нет возможности эвакуировать транспорт при неправильной парковке.
Сейчас в Абхазии около 60 000 транспортных средств, это число увеличивается каждый год на 5 тысяч, и проблема с парковкой становится все более острой.
Что касается изъятия прав за то или иное нарушение, то это еще одна мера, помогающая влиять на водителя и заставляющая его оплатить штраф, хотя, как признался Агрба, нет документа, позволяющего инспектору изымать права в случаях не предусмотренных законом (превышение скорости, езда в нетрезвом состоянии).
«У нас не было судебных приставов и не было судебной меры привлечения к ответственности. Мы выпишем штраф, но кто придет его оплатить? Есть ли у нас приставы, которые придут к Вам домой и скажут, у Вас неоплаченный штраф? Это незаконно, если говорить о праве, инспектор должен оформить административный материал, оповестить Вас, дать Вам копию и уйти. А Вы, как ответственный гражданин, должны прийти и оплатить или обжаловать, если считаете, что в отношении Вас административное производство было возбуждено незаконно. Но у нас много таких граждан ответственных?», – сказал он.
Агрба подчеркнул, что сегодня у ГАИ «нет другого рычага держать дисциплину», между тем МВД разрабатывает проект постановление для прекращения подобной практики:
«Мы хотим выписывать не административное производство в виде протокола, а постановление, где будет уведомлен тот или иной гражданин, которому будет вручена копия этого постановления, у него не будет изыматься водительское удостоверение, он будет уведомлен, что в отношении него вступила данная санкция, которую ему необходимо оплатить или обжаловать, если в отношении него были нарушены какие-то законы».
Что касается дачи взяток инспекторам ГАИ, Агрба считает, что надо донести до людей, что нарушает уголовный кодекс не только тот, кто берет взятку, но и тот, кто ее дает. Установка камер на постах, по его мнению, проблему не решит, к этому вопросу необходимо подойти комплексно – повысить зарплату, улучшить условия труда.
В преддверии курортного сезона, во избежание подобных случаев, проходит курс подготовки личного состава, в процессе принимает участие генеральная прокуратура, психологи и руководство МВД.
Ольга Джонуа