25 июля 2024 г.
Нужная газета
События. Люди. Комментарии.

22.10.2020

Ахра Аристава: Курс был избран правильный

Поделиться
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Мой блог для тех, кто любит цифры.

В 2008 году бюджет Республики Абхазия составлял 1.7 млрд. рублей. После признания независимости Российской Федерацией и установления официальных отношений, бюджет страны уже в 2009 году резко увеличился до 4.2 млрд. рублей. РФ стала оказывать существенную финансовую помощь в первый же год в размере 2.5 млрд. рублей, которые были направлены на повышение зарплат бюджетникам и социально-экономическое развитие страны. В основном за счет России с 2009 года по 2014 год увеличился бюджет Республики Абхазия с 4.2 млрд. рублей до 8.3 млрд. рублей и за счет РФ и произошел рост среднемесячной зарплаты с 5.1 тыс. рублей до 9.8 тысяч рублей. Капитальные вложения увеличились с 1.4 млрд. рублей в 2009 году до 3.6 млрд. рублей в 2014 году. Максимальное вложение в капстроительство было в 2011 – 4.2 млрд. рублей, в 2012 – 4.9 млрд. рублей, в 2013 – 3.7 млрд. рублей и в 2014 – 3.6 млрд. рублей. Доля российской помощи в бюджете страны превысила 70%.

В описываемый период не был спрогнозирован тот эффект, к которому привели столь масштабные финансовые вливания со стороны России. Резкий рост зарплат ведет к росту потребления, но никаких попыток создать условия для роста национальной экономики, национальным производителям не создавались.

В итоге масштабные финансовые вливания в страну тут же уходили из республики. Об этом красноречиво свидетельствуют цифры. Рост импорта с 2009 года с 6 млрд. рублей достиг почти 17 млрд. рублей в 2014 году, при этом экспорт к 2014 году не достиг и 3 млрд. рублей. Отрицательное сальдо во внешнеэкономической торговле страны увеличилось с 6 млрд. рублей в 2009 году до 14 млрд. рублей в 2014 году. Оттоку денег из страны способствовали и привлечённые в Абхазию рабочие из стран средней Азии.

Если в 2009 году показатели импорта и внутреннего товарооборота были почти одинаковы в районе 7 млрд. рублей, то уже в 2014 году импорт товаров в размере 16.9 млрд. рублей превышал внутренний товарооборот составлявший 12.1 млрд. рублей на 4.8 млрд. рублей. Отток денег из страны принял угрожающий характер. Законом “Об инвестиционной деятельности”, подготовленным в 2013 году, фактический закрылся доступ к налоговым льготам малому и среднему бизнесу. Порог допуска к льготам поднялся при инвестициях со 100 тыс. долларов США до одного миллиона долларов США.

Рост туризма, который увеличился в объемах оказываемых санаторно-оздоровительных услуг с 866 млн. рублей в 2009 году до 1.3 млрд. рублей в 2014 году не привел к росту промышленного производства. Национальным производителям, кроме продукции сухумского винзавода, туристам предложить было почти нечего и, не успев придти в страну, финансовый приток, который обеспечивался туристами, тут же покидал Абхазию уходя иностранным производителям пищевой продукции.

Уже к 2014 году долги республиканского бюджета и правительства превысили в три раза фактические доходы. При собственных доходах республиканского бюджета в 980 млн. рублей, долги по жд кредиту, по межбанковскому кредиту, по внутренним обязательства, плюс проценты по кредитам превысили три миллиарда рублей. Фактически страна была на грани банкротства .

Как это не парадоксально после столь существенных финансовых вливаний в 2009-2014 годах страна стала не богатеть, а беднеть. Уже к 2014 году долги республиканского бюджета и правительства превысили в три раза фактические доходы. При собственных доходах республиканского бюджета в 980 млн. рублей, долги по жд кредиту, по межбанковскому кредиту, по внутренним обязательства, плюс проценты по кредитам превысили три миллиарда рублей. Фактически страна была на грани банкротства .

О критическом положении в стране в тот период свидетельствуют цифры денежно наличного оборота банков Абхазии. Если в 2009 году приход и расход кассовых оборотов банков совпадал и составлял 11 млрд. рублей, то в 2014 году расход в сумме 26 млрд. рублей, превышал на 4.2 миллиардов рублей приход в кассы банков, который составлял 21,8 млрд. рублей, что явно показывает отрицательную ситуацию.

Ситуацию усугубило подписанное в 2012 году соглашение между Республикой Абхазия и Российской Федерацией о беспошлинной торговле. Начиная с 2015 года из бюджета фактически выпадало до 300 млн. рублей, так как доля торговля с РФ превышала 70% от всей внешнеэкономической деятельности страны.

На выплату внешних долгов правительство Республики Абхазия направило в 2013 году 115 млн. рублей, в 2014 году 151 млн. рублей, а в 2015 предстояло выплатить уже 247 млн. рублей. Ситуацию усугубило подписанное в 2012 году соглашение между Республикой Абхазия и Российской Федерацией о беспошлинной торговле. Начиная с 2015 года из бюджета фактически выпадало до 300 млн. рублей, так как доля торговля с РФ превышала 70% от всей внешнеэкономической деятельности страны.

Цифры показывают, что республиканский бюджет в миллиард рублей, при выпадении доходов от пошлин в 300 млн. рублей и выплате внешних долгов в 247 млн. рублей ни как не справился бы с внутренними бюджетными обязательствами, что означает банкротство, то есть дефолт.

Только кардинально поменяв экономическую политику с 2015 года, приведя налоговое законодательство в соответствии с нормами международной торговли, а так же применив инструменты кредитования с пониженными ставками от 6 до 14%, сделав упор на рост национальной экономики и национального производителя товаров и услуг, удалось отвести страну от банкротства.

Собственные доходы республиканского бюджета увеличились с 1 млрд. рублей в 2014 году до 3.2 млрд. рублей в 2019 году. Впервые в новейшей истории в 2019 году бюджет по доходам был исполнен на 99%. Рост доходов бюджета в первую очередь обеспечил налог на прибыль с 449 млн. рублей в 2014 году до 1.5 млрд. рублей в 2019 году, что явно свидетельствует о оздоровлении экономики. Правильность выбранного курса в 2015 году подтверждают все показатели экономической деятельности в государстве. Рост рабочих мест подтверждает рост платежей в бюджет по подоходному налогу с 566 млн. рублей в 2014 году до 849 млн. рублей в 2019 году.

Только количество индивидуальных предпринимателей вставших на налоговый учет увеличилось с пяти до восьми тысяч.

Койко-мест в гостиничном бизнесе увеличилось с 14 тыс. в 2014 году до 30 тысяч в 2019 году, только в 2017 году на налоговый учет встали 246 мини отеля и около 10 средних отелей. Объем производства промышленной продукции увеличился с 2.9 млрд. рублей в 2014 году до 6.3 млрд. рублей в 2019 году.

Рост по некоторым товарным позициям, например производство пива с 79 млн. дал в 2014 году до 298 млн. дал в 2019 году – почти в четыре раза, вина с 1455 млн. дал в 2014 году до 2353 млн.дал., а производство водки, воды, лимонадов, кондитерских изделий в три-четыре раза превысило показатели к 2019 году.

Рост производства товаров и услуг привел к значительному замедлению темпов роста импорт и резкому двукратному росту экспорта с 2.9 млрд. рублей в 2014 году до 5.9 млрд. рублей в 2019 году, что явно свидетельствует о том, что потребитель, как внутренний так и внешний, стал предпочитать продукцию абхазских производителей, как следствие, впервые отмечена отрицательная динамика оттока финансовых средств из страны. Отрицательная динамика наблюдавшаяся с 2009 года, перешла с 2015 года в положительную динамику и значительная часть средств туристов и наших граждан стала оставаться в стране. Об этом свидетельствует так же и резкий рост внутреннего товарооборота с 12 млрд. рублей в 2014 году до 19.8 миллиардов в 2019 году, с 2017 года внутренний товарооборот впервые с 2010 года превысил импорт.

Положительная динамика так же наблюдалась и в денежно-наличном обороте. Рост показателей поступления наличности в кассы банков увеличился с 21.8 млрд. рублей в 2014 году, до 30 млрд. рублей в 2019 году. А кассовый расход банков в 2019 году составил 24 млрд. рублей, то есть приход в кассы наличности увеличился на 6.5 млрд. рублей.

Стоит отметить, что курс рубля резко изменился еще в марте 2014 года и концу года и началу 2015 года стабилизировался и до 2019 года резко более не менялся.

Положительная динамика роста национальной экономики с 2015 по 2019 годы и роста собственных доходов республиканского бюджета позволили выплатить более полутора миллиардов внешних и внутренних долгов.

Даже в текущем 2020 году в условиях пандемии государство на протяжении семи месяцев исполняло бюджетные обязательства по зарплатам и социальным пособиям, погасило 66 млн. по внешнему долгу, исполнение бюджета по доходам за полугодие составило 94%.

Безусловно, обеспечить значительный рост зарплат за счет собственных средств в период с 2014 по 2019 год было сложно, так как внешние обязательства фактически душили страну и их выплата был неотвратима. Но курс был избран правильный, это были первые шаги и для того, чтобы народ почувствовал качественное улучшение уровня жизни необходимо ещё в три раза поднять реальный сектор национальной экономики.

Фактические показатели приведены из данных государственной статистики и официальных данных кабинета министров Республики Абхазия.

Ахра Аристава, экономист

Реклама

Для размещения рекламы звоните по тел.:
(+7-940) 921-78-75


Погода

Яндекс.Погода

Объявления

Благотворительная Общественная организация “Киараз” продлевает срок подачи заявок на участие в тендере: на поставку теплицы (комплектующие и монтаж).

Подача продлевается до 30.07.2024 г. Заинтересованные лица могут получить необходимую информацию в офисе БОО № Киараз” по адресу : г.Сухум, ул.Воронва 64 тел: +79409650320

Приглашение на участие в тендере на поставку строительных материалов

В рамках программы финансируемой Европейским Союзом “Датский Cовет по Беженцам в Абхазии “(ДСБ) объявляет тендер на поставку строительных материалов для проведения ремонтных работ в ”Реабилитационном центре для детей с ограниченными возможностями” в г. Гал и приглашает всех заинтересованных поставщиков принять участие в тендере.

Пакет тендерных документов в котором изложена вся необходимая информация можно получить с 22 июля 2024г в рабочие дни в Сухумском офисе ДСБ по адресу ул.Абазинская № 12. (далее…)

Invitation to Bid on delivery of construction materials

Danish Refugee Council (DRC) within EU funded project launches a tender for delivery of construction materials for implementation of renovation works in “ Rehabilitation Center for children with disabilities” in Gal and invites all interested suppliers to participate in the bidding.

The tender documentation with detailed information can be obtained as of July 22nd, 2024, in DRC Sukhum office located at 12, Abazinskaya St. (далее…)

Приглашение на участие в тендере на поставку строительных материалов

В рамках программы финансируемой Европейским Союзом “Датский Cовет по Беженцам в Абхазии “(ДСБ) объявляет тендер на поставку строительных материалов для проведения ремонтных работ в молодёжном центре в г. Гал и приглашает всех заинтересованных поставщиков принять участие в тендере.

Пакет тендерных документов в котором изложена вся необходимая информация можно получить с 22 июля 2024г в рабочие дни в Сухумском офисе ДСБ по адресу ул.Абазинская № 12. (далее…)

Invitation to Bid on delivery of construction materials

Danish Refugee Council (DRC) within EU funded project launches a tender for delivery of construction materials for implementation of rehabilitation works in youth center in Gal and invites all interested suppliers to participate in the bidding.

The tender documentation with detailed information can be obtained as of July 22nd, 2024, in DRC Sukhum office located at 12, Abazinskaya St. (далее…)

По вопросам размещения объявлений на сайте обращайтесь по тел. 921-78-75.


Мы в Facebook