15 мая в Новоафонском монастыре по инициативе Священной Митрополии Абхазии был проведен II Церковно-Народное Собрание.
ПУТЬ РЕШЕНИЯ АБХАЗСКОЙ ЦЕРКОВНОЙ ПРОБЛЕМЫ
Выступление Председателя Совета Священной Митрополии Абхазии архимандрита Дорофея (Дбар) на II-ом Церковно-Народном Собрании 15 мая 2016 г.
Решение абхазской церковной проблемы для нас должно означать: поэтапное воссоздание института автокефальной Поместной Православной Церкви на территории современной Республики Абхазия, который получит признание от всего православного сообщества.
ЧТО ДЛЯ ЭТОГО НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ?
1. Добиться единства мнения всего абхазского духовенства и всей абхазской паствы, включая народ Абхазии и руководство нашей страны, по вопросу будущего статуса церковной территории в пределах современных границ Республики Абхазии. Т.е. для всех нас неприемлемо сохранение в любой форме территории Республики Абхазия в рамках канонических границ Грузинской Православной Церкви. Поэтому мы с вами, участники II-го Церковно-Народного Собрания СМА, принимаем Обращение на имя Председателя Святого и Великого Всеправославного Собора, который пройдет в июне этого года на острове Крит (Греция),в котором указано, что делегация ГПЦ во главе с католикосом-патриархом Илией, носящим титул в тои числе и «митрополита Пицунды и Сухумо-Абхазского», не имеет права представлять православную паству Абхазии. Надеемся, что нашему примеру также последуют представители Сухумо-Пицундской Епархии АПЦ и руководство нашей страны.
Еще раз напомним, что в этом Всеправославном Соборе, подготовка к которому велась с 1961 г., когда прошло Первое Всеправославное совещание на острове Родос в Греции, примут участие главы и представители всех 14 автокефальных Поместных Православных Церквей:
1. Константинопольской Православной Церкви (Вселенская Патриархия).
2. Александрийской Православной Церкви.
3. Антиохийской Православной Церкви.
4. Иерусалимской Православной Церкви.
5. Русской Православной Церкви.
6. Сербской Православной Церкви.
7. Румынской ПравославнойЦеркви.
8. Болгарской Православной Церкви.
9. Грузинской Православной Церкви.
10. Кипрской Православной Церкви.
11. Элладской Православной Церкви.
12. Албанской Православной Церкви.
13. Польской Православной Церкви.
14. Православной Церкви Чешских земель и Словакии.
2. Добиться от Вселенской (Константинопольской) Патриархии пересмотра канонических границ Грузинской Православной Церкви. Как известно, ГПЦ получила окончательное признание своей автокефалии в 1990 г. в Стамбуле от Вселенской Патриархии, где при вручении томаса об автокефалии присутствовал и Митрополит Сухумо-Абхазский ГПЦ Давид (Чкадуа).
3. Добиться от православного сообщества создания Межправославной комиссии под председательством представителей Вселенской Патриархии с привлечением всех заинтересованных сторон для обсуждения путей решения абхазской церковной проблемы.
ЧЕГО НУЖНО ИЗБЕЖАТЬ?
1. Попыток создания любыми путями «собственной национальной Церкви». Православное учение о Церкви (экклесиология) не знает национальных и абсолютно независимых Церквей. Для нас, православных, существует только Единая, Соборная (Кафолическая) и Апостольская Церковь. Термины «автономная» или «автокефальная» Церковь означают всего лишь определенную административную независимость той или иной Церкви. Поэтому для представителей СМА неприемлемы никакие контакты с различными схизматическими церквями из различных православных стран, с целью «быстрого» решения абхазской церковной проблемы. Наш задача, еще раз повторюсь, добиться создания Поместной Православной Церкви в рамках современной территории Республики Абхазия, которая будет находиться в каноническом общении с 14 общепризнанными Поместными Православными Церквями.
2. Самообмана относительно того, что решение абхазской церковной проблемы возможно посредством участия одной Поместной Православной Церкви. Необходимо четко осознавать, что согласно церковно-правовым нормам, образование нового полноценного церковного института в Абхазии невозможно без участия всего православного сообщества во главе с Вселенским Патриархом.
И последнее. Очень важно, чтобы нынешнее поколение абхазского духовенства и элита современного абхазского общества не повторили ошибок тех, кто в мае 1917 г. приняли резолюцию по вопросу Абхазской Церкви. Тогда, после распада Российской империи, и абхазское, и грузинское духовенство имели почти одинаковую стартовую площадку. Но грузинское духовенство пошло по более тяжелому пути. Их отлучили от Церкви, саму Церковь признавали в качестве раскольнической Церкви до 1943 г., и окончательно признание ГПЦ получила лишь только в 1990 г. Однако сегодня ГПЦ является полноправным членом православного сообщества и будет принимать участие в Святом и Великом Всеправославном Соборе. Абхазское же духовенство, полагаясь на обещания Святейшего Синода Всероссийской Церкви, пошло по другому пути, который привел в конечном итоге к насильственному включению абхазской паствы в состав ГПЦ.
Нынешнее поколение абхазского духовенства, делая все возможное для возрождения Православной Церкви Абхазии, должно всегда помнить, что на этом пути необходимо руководствоваться церковным сознанием и заложить правильную основу, которая позволит последующим поколениям абхазского духовенства добиться в конечном итоге решения абхазской церковной проблемы.