В нашей стране созревает очередной общественно-политический кризис, вызванный противостоянием нынешней власти и оппозиции. Одним из плодов этого противостояния стала инициация референдума о досрочных выборах президента. Не являясь ярым сторонником и противником прошлой и нынешней власти хочется дать максимально объективную точку зрения на сложившуюся ситуацию.
Меня больше всего волнует юридическая сторона данного вопроса, ибо от его правильного разрешения зависит стабильность и развитие страны. Любое отклонение в сторону искажения неминуемо приведет к опасным эксцессам, чреватыми самыми нежелательными последствиями. Это беспокойство и побудило меня к написанию данной статьи.
Итак, поставим главный вопрос: можно ли путем проведения референдума о досрочных выборах президента сократить срок президентских полномочий?
Статья 49 Конституции РА гласит: “Выборы Президента Республики Абхазия осуществляются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет.” Следовательно, основной закон страны гарантирует президенту пять лет правления. Ограничение этого срока антиконституционно.
Проведение же референдума о досрочных выборах президента противоречит 49 статье Конституции РА, ибо оно может привести к сокращению срока президентских полномочий, что равносильно объявлению импичмента.
Президент может быть отстранен от власти лишь в случае нарушения им присяги, конституции и законов РА. Тому подтверждение 64 статья Конституции: “В случае нарушения Президентом Республики Абхазия данной им присяги, Конституции и законов Республики Абхазия, он может быть отстранен от должности.
Такое решение принимается Парламентом Республики Абхазия на основании заключения Верховного Суда Республики Абхазия большинством в две трети голосов от общего числа депутатов Парламента Республики Абхазия тайным голосованием”. Без такой процедуры, никто не в праве сокращать пятилетний мандат законно избранного главы государства.
Также, согласно Конституции, проведение досрочных выборов президента возможно лишь в случае отставки президента, его отстранения от должности или смерти. Иное конституцией не предусмотрено.
Для принятия Конституции РА 26 ноября 1994 г. был проведен всенародный плебисцит. Более 90% граждан проголосовали за принятие основного закона республики. Может ли теперь новый референдум пересмотреть одну из статей конституции? Мне представляется, что не может, ибо для этого должны быть внесены поправки и изменения в Конституцию, а это может сделать только Народное Собрание. Об этом четко указано в 84 статье Конституции: “Поправки к Конституции Республики Абхазия принимаются Парламентом Республики Абхазия двумя третями голосов от общего числа депутатов Парламента”.
Имеются ли юридические основания для изменения конституции, либо каких-нибудь его статей путем проведения референдума и возможен ли импичмент президента всенародным голосованием? Рассмотрим закон о референдуме. В статье 4 закона говорится: “На референдум выносятся предложения по особо важным государственным вопросам”. Это всё, никаких других интерпретаций. Является ли таким важным государственным вопросом проведение досрочных выборов президента, учитывая, что действующий глава государства здоров, фактов о нарушении им присяги, конституции и законов РА нет и в отставку не подавал?
Исходя из вышеизложенного у меня возникли большие сомнения в том, что законно избранный президент Абхазии может быть отстранён от должности через референдум, ибо референдум с такой постановкой вопроса явно противоречит конституции, следовательно, он антиконституционен и выходит за рамки существующего правового поля.
Анзор Маршан, гражданин Абхазии