01 декабря 2024 г.
Нужная газета
События. Люди. Комментарии.

31.05.2016

Амра Кварандзия: «Казначейство – это оптимизация управления денежными средствами»

Поделиться
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

1014310751Министерство финансов Абхазии осуществляет реформу системы бухгалтерского учета и переходит к казначейской системе исполнения бюджета. Это означает перевод всего финансового учета на совершенно новые рельсы. О том, как идет реформа, в чем ее смысл и какими трудностями сопровождается внедрение казначейства, рассказывает министр финансов – Амра Андреевна Кварандзия.

Елена Заводская: С 1 января 2016 года Абхазия приступила к внедрению казначейской системы. Скажите, пожалуйста, Амра Андреевна, в чем ее смысл и преимущества?

Амра Кварандзия:  Главной задачей внедрения казначейской  системы исполнения бюджета является прозрачность денежных потоков, целевое использование и эффективность расходования денежных средств, то есть оптимизация управления денежными средствами. При казначейской системе исполнения бюджета обработку всех документов и счетов осуществляет казначейство. В банковской системе, которая у нас действует сейчас, эту обработку осуществляет банк.

Министерство финансов как основной контролер целевого использования денежных средств самостоятельно через казначейскую систему будет обрабатывать все платежи и отправлять их получателю. Для этого в рамках казначейской системы бюджетополучателю открываются лицевые счета в казначействе. Саму расчетную операцию будет выполнять Национальный банк, потому что там будет открыт единый казначейский счет, через который будут двигаться все деньги. А вот все записи по конкретным бюджетополучателям будут осуществляться на лицевых счетах, которые открыты в казначействе.

Елена Заводская: Что это даст нашему государству?

Амра Кварандзия: В данный момент, если мы вернемся к банковской системе, каждый отдельный бюджетополучатель открывает счета в Нацбанке и подает туда документы, Нацбанк обрабатывает эти счета и направляет конкретному получателю. Мы как министерство финансов получаем заявки от бюджетополучателей на финансирование тех или иных мероприятий, но, когда подается конкретное платежное поручение в банк, мы не видим по тому ли направлению оно сформировано, которое одобрило министерство финансов, или они направили денежные средства в совершенно другом направлении.

Допустим, они обратились к нам с заявкой на получение денежных средств на оплату электроэнергии. Мы им их направили и указали назначение платежа «на оплату электроэнергии». Эти деньги поступили на счет, который открыт этому учреждению в Нацбанке. Учреждение, чтобы отправить деньги тому, кто отгружает ему электроэнергию, должно сформировать платежное поручение. Но они формируют его не на оплату электроэнергии, а, предположим, покупают канцтовары. Происходит нецелевое использование денежных средств. В казначействе это невозможно, потому что платежка придет в казначейство и казначейство само отправит эти деньги на оплату электроэнергии через единый счет, который открыт в Нацбанке. То есть у нас на едином денежном счете собираются все денежные средства, которые по всей системе Республики Абхазия зафиксированы.

Сейчас для того, чтобы мы понимали, сколько денежных средств на счетах у государства, мы должны собрать всю информацию со всех счетов, которые открыты всем бюджетополучателям. А у нас сегодня 165 распорядителей средств только республиканского значения. Оперативно это сделать невозможно. В действующей системе не предусматривался учет доходных операций, учитывались только расходные операции. Учет начисленных налогов ведет каждый в отдельности администратор доходов. При этом государство на своих счетах эти записи не отражает, и это не правильно, то есть мы не знаем, сколько завтра нам должно поступить налогов. А новый план счетов обязывает нас фиксировать те операции, которые связаны и с поступлением доходов государству.

Елена Заводская: Скажите, пожалуйста, казначейская система касается только бюджетных организаций?

Амра Кварандзия: Да, это только то, что движется в рамках республиканского и местных бюджетов.

Елена Заводская: Какие затраты несет наше государство на внедрение казначейской системы? В чем они выражаются?

Амра Кварандзия: Внедрение казначейской системы сопровождается автоматизацией всех процессов, потому что в ручном режиме заполнять это невозможно. Разработка программного обеспечения, приобретение дорогостоящего серверного оборудования, ремонт помещений и все остальное оснащение казначейской системы по смете, которую мы разработали, обходится государству в 76 млн рублей.

У нас создано Управление казначейства при министерстве финансов, центральный аппарат находится в Сухуме, он будет обслуживать республиканский бюджет и местные бюджеты г. Сухум и Сухумского района. Во всех остальных районах тоже созданы отделения казначейства. Содержание казначейства будет обходиться во столько же, сколько уходит на содержание аппарата министерства финансов, потому что в казначейство принимается ровно такое же количество сотрудников. Эту потребность мы считали, исходя из количества обслуживаемых организаций. В казначействе у нас будут работать 50 человек.

С сентября 2015 года мы перевели на казначейство 12 бюджетополучателей, сегодня их уже 19. С 1 июня мы планируем подключить к этой системе и местные бюджеты. Полномасштабно мы переходим на эту систему с 1 июля, и это очень сложный процесс. В первую очередь мы подключили министерство финансов, Администрацию президента, Госкомитет по приватизации и имуществу, Госкомитет по статистике, всю систему Академии наук, Управление капитального строительства и другие бюджетные организации.

Елена Заводская: Какие основные трудности у вас из тех, с которыми вы сталкиваетесь?

Амра Кварандзия: Вся сложность в том, чтобы бюджетополучатели научились правильно оформлять документы.  Казначейство дает возможность прийти к единым правилам и требованиям по учету доходов и расходов. Сегодня у нас каждый бухгалтер, как он понимает, как должен быть оформлен документ, так он его и оформляет. При казначейской системе исполнения бюджета, поскольку вся документация будет обрабатываться централизовано в министерстве финансов, будут существовать единые правила и им нужно соответствовать. Здесь самое главное – это дисциплина и профессиональные качества отдельно взятых бухгалтеров, которые будут в своих организациях обеспечивать этот процесс.

Мы с лета прошлого года систематически проводим семинары, их было уже более 20. Помогает нам в этом казначейство Российской Федерации. В общем, это реформа, поэтому все проходит не просто. Но по опыту с 19-ю организациями могу сказать, что в течение 15-20 дней они научились оформлять документы. В том, что касается казначейского исполнения, больших сложностей нет. Сложности у нас возникают в бюджетном учете, который сопровождает процесс перехода на казначейскую систему исполнения бюджета.

Елена Заводская: С чем связаны эти сложности, поясните, пожалуйста?

Амра Кварандзия: Для того, чтобы работала казначейская система исполнения бюджета, необходимо внедрять бюджетный учет адекватный тем реалиям, в которых мы существуем. Чтобы учитывать доходы и расходы по той бюджетной классификации, которая работает в рамках казначейской системы  исполнения бюджета, нужно пересмотреть существующий бюджетный учет и планы счетов. Он должен быть более развернутым, более подробным с аналитической точки зрения.

Елена Заводская: А какие трудности возникают у бухгалтеров?

Амра Кварандзия: Они должны перейти на совершенно другую систему учета доходов и расходов. На сегодняшний день у нас работает система, разработанная еще в Советском союзе и соответствующая советским стандартам и плановой экономике. А мы живем в условиях рыночной экономики. И тот бухгалтерский учет, который мы внедряем, должен соответствовать нашим экономическим реалиям, а они требуют от нас движения к международным стандартам отчетности.

Елена Заводская: Предполагаете ли вы, что в результате введения новой системы бухгалтерского учета, у вас возникнут какие-то дополнительные средства, которые вы сможете направлять, например, в социальную сферу?

Амра Кварандзия: Вполне возможно, что возникнет экономия, так как отдельные денежные средства не будут освоены потому, что не будет необходимости в их использовании. Расходы оптимизируются. Однозначно, казначейская система исполнения бюджета путем нового администрирования доходов позволит нам на 20-30% повысить собираемость в доходной части и минимум, на мой взгляд, на 15% мы оптимизируем расходную часть.

Елена Заводская: Как я понимаю, вы в очень сжатые сроки переходите на казначейскую систему отчетности. С чем это связано?

Амра Кварандзия: В конце 2014 года был принят закон о бюджетном устройстве, который прописал, что исполнение бюджета осуществляется на основе казначейской системы. И с 2015 года в ускоренном режиме пришлось запускать этот процесс. Но сразу в 2015 году перейти мы не смогли, потому что для этого ничего не было подготовлено. Нужен был четкий план действий, должна быть разработана дорожная карта. В течение 2015 года мы разрабатывали дорожную карту. В 2015 году стали поэтапно переходить на новую бюджетную классификацию и запустили пилотный проект перехода на казначейскую систему. И только в 2016 году мы начали исполнять бюджет по новой бюджетной классификации, и у нас появилась реальная возможность перейти на новый бюджетный учет. На сегодняшний день у нас все готово для того, чтобы заработала новая система бюджетного процесса.


Реклама

Для размещения рекламы звоните по тел.:
(+7-940) 921-78-75


Погода

Яндекс.Погода

Объявления

Датский совет по беженцам (ДСБ) в Абхазии в консорциуме с World Vision International и AAH приступил к реализации одного проекта финансируемого ЕС под названием «Создание устойчивых сообществ в Абхазии». Проект направлен на укрепление прав молодежи в Абхазии, включая маргинализированную молодежь и лиц с ограниченными возможностями (ЛОВ), посредством ряда целевых действий, а также наращивание потенциала местных ОГО и предоставление им возможностей для поддержки инициатив по социальной интеграции молодежи.

В рамках данного конкурса рассматривается один аспект деятельности ДСБ:
-создание резерва специалистов по физической реабилитации и распространение знаний, исключительно в области физической реабилитации людей с ограниченными возможностями. (далее…)

The Danish Refugee Council (DRC) in Abkhazia in consortium with World Vision International and AAH started implementation of one EU funded project named” Building Resilient Communities in Abkhazia”. Project aims to strengthen the rights of young people in Abkhazia, including marginalised youth and persons with disabilities (PwDs), through a series of targeted actions, while also building the capacities of local CSOs and providing them with opportunities to support youth social inclusion and resilience initiatives. (далее…)

Action Against Hunger, в рамках проекта «Улучшение водоснабжения и санитарно-гигиенических условий в школах Абхазии», финансируемого UNICEF, намерена заключить контракты с компаниями, специализирующимися на восстановлении/строительстве систем водоснабжения и канализации, для выполнения работ в школах, расположенных в следующих районах:

1. Средняя школа села Арасадзых, Очамчирского района
2. Школа-интернат города Очамчира (далее…)

По вопросам размещения объявлений на сайте обращайтесь по тел. 921-78-75.


Мы в Facebook