Министерство финансов Абхазии осуществляет реформу системы бухгалтерского учета и переходит к казначейской системе исполнения бюджета. Это означает перевод всего финансового учета на совершенно новые рельсы. О том, как идет реформа, в чем ее смысл и какими трудностями сопровождается внедрение казначейства, рассказывает министр финансов – Амра Андреевна Кварандзия.
Елена Заводская: С 1 января 2016 года Абхазия приступила к внедрению казначейской системы. Скажите, пожалуйста, Амра Андреевна, в чем ее смысл и преимущества?
Амра Кварандзия: Главной задачей внедрения казначейской системы исполнения бюджета является прозрачность денежных потоков, целевое использование и эффективность расходования денежных средств, то есть оптимизация управления денежными средствами. При казначейской системе исполнения бюджета обработку всех документов и счетов осуществляет казначейство. В банковской системе, которая у нас действует сейчас, эту обработку осуществляет банк.
Министерство финансов как основной контролер целевого использования денежных средств самостоятельно через казначейскую систему будет обрабатывать все платежи и отправлять их получателю. Для этого в рамках казначейской системы бюджетополучателю открываются лицевые счета в казначействе. Саму расчетную операцию будет выполнять Национальный банк, потому что там будет открыт единый казначейский счет, через который будут двигаться все деньги. А вот все записи по конкретным бюджетополучателям будут осуществляться на лицевых счетах, которые открыты в казначействе.
Елена Заводская: Что это даст нашему государству?
Амра Кварандзия: В данный момент, если мы вернемся к банковской системе, каждый отдельный бюджетополучатель открывает счета в Нацбанке и подает туда документы, Нацбанк обрабатывает эти счета и направляет конкретному получателю. Мы как министерство финансов получаем заявки от бюджетополучателей на финансирование тех или иных мероприятий, но, когда подается конкретное платежное поручение в банк, мы не видим по тому ли направлению оно сформировано, которое одобрило министерство финансов, или они направили денежные средства в совершенно другом направлении.
Допустим, они обратились к нам с заявкой на получение денежных средств на оплату электроэнергии. Мы им их направили и указали назначение платежа «на оплату электроэнергии». Эти деньги поступили на счет, который открыт этому учреждению в Нацбанке. Учреждение, чтобы отправить деньги тому, кто отгружает ему электроэнергию, должно сформировать платежное поручение. Но они формируют его не на оплату электроэнергии, а, предположим, покупают канцтовары. Происходит нецелевое использование денежных средств. В казначействе это невозможно, потому что платежка придет в казначейство и казначейство само отправит эти деньги на оплату электроэнергии через единый счет, который открыт в Нацбанке. То есть у нас на едином денежном счете собираются все денежные средства, которые по всей системе Республики Абхазия зафиксированы.
Сейчас для того, чтобы мы понимали, сколько денежных средств на счетах у государства, мы должны собрать всю информацию со всех счетов, которые открыты всем бюджетополучателям. А у нас сегодня 165 распорядителей средств только республиканского значения. Оперативно это сделать невозможно. В действующей системе не предусматривался учет доходных операций, учитывались только расходные операции. Учет начисленных налогов ведет каждый в отдельности администратор доходов. При этом государство на своих счетах эти записи не отражает, и это не правильно, то есть мы не знаем, сколько завтра нам должно поступить налогов. А новый план счетов обязывает нас фиксировать те операции, которые связаны и с поступлением доходов государству.
Елена Заводская: Скажите, пожалуйста, казначейская система касается только бюджетных организаций?
Амра Кварандзия: Да, это только то, что движется в рамках республиканского и местных бюджетов.
Елена Заводская: Какие затраты несет наше государство на внедрение казначейской системы? В чем они выражаются?
Амра Кварандзия: Внедрение казначейской системы сопровождается автоматизацией всех процессов, потому что в ручном режиме заполнять это невозможно. Разработка программного обеспечения, приобретение дорогостоящего серверного оборудования, ремонт помещений и все остальное оснащение казначейской системы по смете, которую мы разработали, обходится государству в 76 млн рублей.
У нас создано Управление казначейства при министерстве финансов, центральный аппарат находится в Сухуме, он будет обслуживать республиканский бюджет и местные бюджеты г. Сухум и Сухумского района. Во всех остальных районах тоже созданы отделения казначейства. Содержание казначейства будет обходиться во столько же, сколько уходит на содержание аппарата министерства финансов, потому что в казначейство принимается ровно такое же количество сотрудников. Эту потребность мы считали, исходя из количества обслуживаемых организаций. В казначействе у нас будут работать 50 человек.
С сентября 2015 года мы перевели на казначейство 12 бюджетополучателей, сегодня их уже 19. С 1 июня мы планируем подключить к этой системе и местные бюджеты. Полномасштабно мы переходим на эту систему с 1 июля, и это очень сложный процесс. В первую очередь мы подключили министерство финансов, Администрацию президента, Госкомитет по приватизации и имуществу, Госкомитет по статистике, всю систему Академии наук, Управление капитального строительства и другие бюджетные организации.
Елена Заводская: Какие основные трудности у вас из тех, с которыми вы сталкиваетесь?
Амра Кварандзия: Вся сложность в том, чтобы бюджетополучатели научились правильно оформлять документы. Казначейство дает возможность прийти к единым правилам и требованиям по учету доходов и расходов. Сегодня у нас каждый бухгалтер, как он понимает, как должен быть оформлен документ, так он его и оформляет. При казначейской системе исполнения бюджета, поскольку вся документация будет обрабатываться централизовано в министерстве финансов, будут существовать единые правила и им нужно соответствовать. Здесь самое главное – это дисциплина и профессиональные качества отдельно взятых бухгалтеров, которые будут в своих организациях обеспечивать этот процесс.
Мы с лета прошлого года систематически проводим семинары, их было уже более 20. Помогает нам в этом казначейство Российской Федерации. В общем, это реформа, поэтому все проходит не просто. Но по опыту с 19-ю организациями могу сказать, что в течение 15-20 дней они научились оформлять документы. В том, что касается казначейского исполнения, больших сложностей нет. Сложности у нас возникают в бюджетном учете, который сопровождает процесс перехода на казначейскую систему исполнения бюджета.
Елена Заводская: С чем связаны эти сложности, поясните, пожалуйста?
Амра Кварандзия: Для того, чтобы работала казначейская система исполнения бюджета, необходимо внедрять бюджетный учет адекватный тем реалиям, в которых мы существуем. Чтобы учитывать доходы и расходы по той бюджетной классификации, которая работает в рамках казначейской системы исполнения бюджета, нужно пересмотреть существующий бюджетный учет и планы счетов. Он должен быть более развернутым, более подробным с аналитической точки зрения.
Елена Заводская: А какие трудности возникают у бухгалтеров?
Амра Кварандзия: Они должны перейти на совершенно другую систему учета доходов и расходов. На сегодняшний день у нас работает система, разработанная еще в Советском союзе и соответствующая советским стандартам и плановой экономике. А мы живем в условиях рыночной экономики. И тот бухгалтерский учет, который мы внедряем, должен соответствовать нашим экономическим реалиям, а они требуют от нас движения к международным стандартам отчетности.
Елена Заводская: Предполагаете ли вы, что в результате введения новой системы бухгалтерского учета, у вас возникнут какие-то дополнительные средства, которые вы сможете направлять, например, в социальную сферу?
Амра Кварандзия: Вполне возможно, что возникнет экономия, так как отдельные денежные средства не будут освоены потому, что не будет необходимости в их использовании. Расходы оптимизируются. Однозначно, казначейская система исполнения бюджета путем нового администрирования доходов позволит нам на 20-30% повысить собираемость в доходной части и минимум, на мой взгляд, на 15% мы оптимизируем расходную часть.
Елена Заводская: Как я понимаю, вы в очень сжатые сроки переходите на казначейскую систему отчетности. С чем это связано?
Амра Кварандзия: В конце 2014 года был принят закон о бюджетном устройстве, который прописал, что исполнение бюджета осуществляется на основе казначейской системы. И с 2015 года в ускоренном режиме пришлось запускать этот процесс. Но сразу в 2015 году перейти мы не смогли, потому что для этого ничего не было подготовлено. Нужен был четкий план действий, должна быть разработана дорожная карта. В течение 2015 года мы разрабатывали дорожную карту. В 2015 году стали поэтапно переходить на новую бюджетную классификацию и запустили пилотный проект перехода на казначейскую систему. И только в 2016 году мы начали исполнять бюджет по новой бюджетной классификации, и у нас появилась реальная возможность перейти на новый бюджетный учет. На сегодняшний день у нас все готово для того, чтобы заработала новая система бюджетного процесса.