24 апреля 2024 г.
Нужная газета
События. Люди. Комментарии.

29.07.2015

Адгур Ардзинба: Преобразования, которые мы проводим, помогут нам в кратчайшие сроки построить сильную, прозрачную и эффективную экономику

Поделиться
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Выступление министра экономики Адгура Ардзинба на расширенном заседании Кабинета министров 29 июля 2015 года

– Как вам известно, экономика Абхазии находится в достаточно сложной ситуации близкой к критической, проявляющийся в первую очередь в остром дефиците финансовых средств, высокой доле теневого оборота, высокой зависимости от внешней финансовой помощи, импортозависимости и безработице.

Прежде чем перейти к детальному описанию текущей ситуации и путей выхода из нее, с вашего позволения хотел бы сказать несколько слов о природе возникновения сегодняшнего состояния экономики.

Здесь необходимо учитывать, как объективные, так и субъективные факторы. Есть обстоятельства которые находятся вне нашей юрисдикции и вне сферы влияния нашей государственной экономической политики.

Это в первую очередь общемировые экономические тенденции, выраженные снижением темпов роста основных экономик мира. Сложная внешнеполитическая и как следствие экономическая конъюнктура вокруг нашего главного экономического партнера, Российской Федерации. Девальвация рубля, которая привела к росту инфляции в прогнозном годовом исчислении более 15%, для сравнения в прошлом году, этот показатель был 11 с лишним процента, а в 2013 практически в два с половиной раза ниже и составлял 6,5%.

Все это не может не отражаться на нашей экономике, в первую очередь потому что мы используем российский рубль в качестве официального платежного средства и все что происходит с рублем оказывает прямое влияние на нашу экономику.

В этой ситуации для нашей страны на ряду с негативными последствиями существуют и положительные моменты, которые при грамотной, а главное эффективной государственной экономической политике могут из краткосрочных плюсов превратится в платформу для устойчивого экономического развития, основанного на базовых отраслях нашей экономики.

Речь идет о том, что из-за резкого скачка курсов доллара и евро, товары, ввозимые из третьих стан в Российскую Федерацию, кратно подорожали. На этом фоне, наши товары, как товары, произведенные в рублевой зоне стали в ценовом плане более конкурентоспособны. Что в свою очередь позволило нам расширить свои экспортные позиции и увеличить свою долю на российском рынке.

Отрадно отметить, что помимо традиционных позиций экспорта на текущий период, таких как вино, продукты рыбопереработки, появились заметные поставки воды, лимонадов, появляются новые игроки.

Те же самые последствия курсовой разницы, отразились и на притоке туристов в Абхазию. Мы наблюдаем заметный рост по всем направлениям.

По нашим данным такая тенденция будет продолжатся и в следующем году, так как вы знаете, что в июне экономические санкции в отношении России были продлены.

Как я уже говорил, наша задача использовать открывшиеся возможности для формирования основ устойчивого экономического развития.

К большому сожалению эти задачи нам приходится решать в очень сложных условиях, связанных не только с эластичными последствиями внешних факторов, а в большей степени со структурными проблемами нашей экономики, возникшими как следствие крайне неэффективной государственной экономической политикой последних лет.

Это как раз те внутренние обстоятельства о которых я говорил выше. По сути, мы начали свою работу в условиях, когда,

– внешний и внутренний долг нашей станы выше доходной части бюджета, формирующегося за счет собственных средств или порядка 13% валового внутреннего продукта. Речь идет в первую очередь о ж/д кредите в 2 млрд., тело которого мы начали погашать уже в этом году. Кстати, экономическое обоснование этого кредита, как необходимого для восстановления железной дороги для поставок инертных материалов оказались совершенно не продуманным: Абхазия поставила в Россию за период с 2010 года по 2014 всего 3 миллиона тонн инертных материалов, доходы от эксплуатации железной дороги составили 31,1 млн руб., а сумма таможенной пошлины 15,7 млн руб.

Сейчас мы ведем переговоры по списанию или реструктуризации этого долга.

Также, речь идет о субординированном банковском кредите в 700 млн., который был рассчитан на поддержку банковской системы, по сути, на льготное кредитование бизнеса. Как показала практика, эти деньги были использованы не по назначению.

Во всяком случае, за исключением создания платежной карточной системы «АПРА» на которую было потрачено, свыше ста млн. руб., в министерстве экономики нет данных о том, на поддержку каких предпринимателей, а главное какие результаты были достигнуты за счет этих средств.

Только за последний период, нам удалось высвободить часть этих средств в размере 200 млн. руб. и буквально с начала августа эти деньги будут выдаваться в качестве льготных кредитов для малого бизнеса.

Долги перед строительными организациями свыше 700 млн., сумма уточняется потому, что имеют место большое количество объектов и строительных работ, не учтенных ни в расходной части бюджетов прошлых периодов, ни в комплексном плане или инвестиционной программе. Сейчас мы занимаемся аудитом всей кредиторской и дебиторской задолженности по всем госзаказщикам и в ближайшее время сумма будет окончательно известна.

Также, долги перед крестьянами образовавшиеся в рамках программы многолетних насаждений, по этим долгам уже произведены первые выплаты.

Если говорить о собственных доходах, мы имеем ситуацию, когда бюджет нашей страны в течение последних лет состоит на две трети из внешней финансовой помощи, а темп роста собственных доходов ниже темпов роста ВВП, что само по себе удивительно. К примеру, показатели ВВП с 2010 года к 2014 году увеличились на 32,6 %, а доходная часть бюджета за аналогичный период осталась практически на том же уровне.

Сейчас, как вы знаете, правительство интенсивно работает над формированием бюджета на 2016 год, где уже за один год мы рассчитываем на заметное увеличение собственной части доходов. 15 июля утвержден индикативный план социально-экономического развития на 2016 год, для сравнения в прошлые периоды, индикативный план утверждался традиционно в сентябре.

Если говорить о банковской сфере, то мы видим, что общие показатели кредитных организаций Абхазии за последние годы выражены существенными убытками, а суммы просроченной задолженности исчисляются сотнями миллионов, и здесь правительство совместно с Национальным банком ведет интенсивную работу. Хочу вас проинформировать, что кредиты, выданные за последний год, исправно обслуживаются заемщиками и это говорит о том, что при правильном подходе и прозрачных механизмах взаимодействия наши предприниматели готовы и могут исполнять свои заемные обязательства. Мы и дальше собираемся предпринимать шаги, которые будут носить адресный и льготный характер для поддержки наших предпринимателей, в первую очередь малого и среднего бизнеса.

Говоря о прибыльности предприятий, мы вынуждены констатировать, что за последние годы, разница между дебиторской и кредиторской задолженностью на предприятиях и организациях по всем отраслям составляет 2,2 млрд. руб.,  а число убыточных предприятий на 9% больше, чем прибыльных, в особенности это касается госсектора. Здесь президентом поставлена жесткая задача, провести мониторинг эффективности использования государственной собственности в хозяйственных целях.

Министерство экономики обратилось в Контрольную палату с просьбой произвести контрольные мероприятия подведомственных нашему министерству предприятий и организаций на предмет эффективности и законности использования госимущества. Работа будет завершена к концу недели.

Но уже по промежуточным данным, с сожалением вынужден констатировать факты крайне неэффективного использования государственного имущества, необоснованное завышение  окладов труда, раздутых штатов при складывающейся из года в год убыточности этих предприятий. Имеют место использование госсимущества через аффилированных лиц по заниженным арендным ставкам, то есть основная маржа от сдачи в аренду оседает у подставных юридических и физических лиц.

Здесь мы будем занимать очень жесткую позицию, вплоть до персональной ответственности руководителей этих предприятий и уже к следующему году рассчитываем существенно увеличить эффективность. Потому, что мы не имеем морального права требовать от частного бизнеса исполнения своих налоговых и иных обязательств, когда в госсекторе имеется ярко выраженная неэффективность.

Внешнеэкономическая деятельность. Мы имеем ситуацию, когда, отрицательное сальдо внешнеторгового баланса выше 14 млрд. руб., то есть на один рубль экспорта приходится в среднем шесть рублей импорта. Это весьма чувствительный для нас показатель, так как мы страна, которая использует чужую валюту и накопление денежной массы может происходить в основном за счет положительного сальдо платежного баланса. Другими словами, основная часть средств, приходящая к нам за счет экспорта товаров и услуг вымывается из страны.

Здесь мы интенсифицировали процессы, направленные на импортозамещение и поддержку экспортоориентированных предприятий.

К сожалению, на данном этапе возможности нашего государства не так велики, но есть определенный положительный тренд внушающий оптимизм, в основном связанный, как я уже говорил выше, с внешними факторами. К примеру, доля экспорта в товарообороте увеличилась с 13 до 24%.

В перспективе мы будем только наращивать поддержку данного направления, потому, что это имеет для нас стратегическое значение, связанное с экономической и продовольственной безопасностью нашей страны.

Как вы знаете, только по программе кредитования через Инвестиционное агентство (речь идет о 1,2 млрд руб.) рабочей группой при министерстве экономики поддерживаются именно проекты, направленные на импортозамещение и экспорт. Кстати говоря о указанной программе, нами обеспечена беспрецедентная прозрачность при отборе поступающих проектов – все проекты публикуются в СМИ, к работе по отбору привлечены как представители исполнительной, так и законодательной ветвей власти.

Как вы видите, все вышеперечисленное касается решения, сложившихся в нашей экономике текущих проблем. Это в основном может нам дать краткосрочный экономический эффект.

Что касается среднесрочной перспективы, мы будем направлять свои усилия в первую очередь на поддержку тех институтов, которые наиболее гибкие и могут принести нам значительный экономический и социальный эффект, это как я уже говорил в первую очередь поддержка малого и среднего бизнеса, поддержка экспортоориентированных предприятий, инвестиции в реальный сектор экономики. Реформа налогового законодательства, реформа сбора и анализа статистической информации. Речь идет, в первую очередь банковской, налоговой и таможенной статистике, в перспективе мы должны получить единый центр сбора и обработки всей финансовой и экономической информации, что позволит нам существенно повысить эффективность налогового и таможенного администрирования, даст нам возможность для более качественного анализа и прогнозирования.

Что касается долгосрочной перспективы. Как вы знаете, подходит к концу работа по созданию Стратегии социально-экономического развития Абхазии до 2015 года.

Как показывает практика последних периодов, нам необходимо опираться исключительно на наши собственные силы, необходимо выстраивать механизмы, направленные на укрепление нашей экономики, что позволит нам получить самодостаточную в экономическом плане страну. А возникающие дополнительные возможности, в виде внешней финансовой помощи, должны быть использованы в качестве поддержки национальной экономики.

Абхазия не большое государство, и мы уверены, что преобразования которые мы сейчас проводим, помогут нам в кратчайшие сроки построить сильную, прозрачную и эффективную экономику.

Реклама

Для размещения рекламы звоните по тел.:
(+7-940) 921-78-75


Погода

Яндекс.Погода

Объявления

По вопросам размещения объявлений на сайте обращайтесь по тел. 921-78-75.


Мы в Facebook