26 мая 2020 г.
Нужная газета
События. Люди. Комментарии.
13.06.2019

Адгур Ардзинба: Мы сами должны понять, что Абхазия – не трофейное государство

Поделиться в социальных сетях:

В интервью «Нужной газете» министр экономики Адгур Ардзинба рассказал об итогах работы за пять лет.

«Нужная газета»: Расскажите, пожалуйста, об итогах пятилетки. Какие реформы удалось провести? Что из запланированного удалось воплотить в жизнь, а что нет?

Адгур Ардзинба: Мне кажется, что отдельно взять и выделить что-то конкретное сложно. В целом, очень много работы проделано, в первую очередь в самом министерстве, которое изнутри было реформировано практически на 75%. Мы полностью изменили структуру, внутреннее делопроизводство, привели в соответствие финансовую отчетность. Немаловажный фактор – открытость министерства. Мы запустили сайт, где можно получить всю информацию о деятельности министерства. Более того, с 2016 года на сайте публикуются годовые отчеты о проделанной работе.

За этот период министерством экономики было подготовлено более 140 проектов нормативно-правовых актов – это проекты законов, постановлений, распоряжений, внутренние приказы о создании разного рода комиссий и т.д.

Второй немаловажный аспект – одно из ключевых направлений министерства –прогнозирование. В этом плане нами тоже проделана большая работа. Были проблемы в этой части, которые отчастисохраняются и сегодня. С учетом того, что первичная информация агрегируется на местах, а там есть сложности кадрового характера, мы постарались всю эту работу унифицировать таким образом, чтобы довести ее до максимально возможных результатов. Это позволило нам более качественно прогнозировать экономические результаты.

Н.Г.: Вам как-то помогает Стратегия-2025? Вы на нее ориентируетесь?

А.А.: Мы тоже принимали участие в ее разработке и всегда возвращаемся к этому документу. В целом, если говорить о планировании, тут, конечно, речь больше идет о прикладном планировании, то, что называется индикативным планом. Это план социально-экономического развития на год вперед, который ложится в основу формирования доходной части бюджета. В этой части у нас есть определенные продвижения. Более того, мы совместно с местными органами власти привозили на стажировку в минэкономики специалистов из районов, устраивали для них выезды за пределы РА в наиболее прогрессивные регионы РФ, такие как Татарстан, Белгородская область, Москва.

Н.Г.: Вернемся к законотворчеству. Можете выделить самые важные документы, разработанные министерством? Что принято, какие еще находятся в работе?

А.А.: Очень много документов, которые мы разработали, до сих пор не приняты. Мне кажется, один из таких хороших документов, который мы разработали и который до сих пор находится в администрации президента, это закон о льготах для начинающих предпринимателей.

Мы предложили, чтобы начинающий предприниматель (малый бизнес) в первые три года своей деятельности освобождался от налогов для того, чтобы встать на ноги. Это мировая практика, это не мы придумали. Более того, в Абхазии есть закон об инвестиционной деятельности, в соответствии с которым крупный бизнес освобождается от налога на прибыль и налога на имущество на срок до 8 лет. То есть крупный бизнес мы освободили, а малый бизнес у нас как бы выпал. Чтобы это выровнять, мы проработали проект закона, но, к сожалению, он пока не получил дальнейшего развития. Мне кажется, это был бы очень хороший закон, потому что малый бизнес у нас только развивается и находится в начале своего пути. Учитывая, что у нас очень скудные кредитные возможности, освобождение от налогов в первые три года способствовало бы развитию.

Также мы приняли и реализовали много государственных программ. «Инвестиции в человеческий капитал» – очень хорошая программа, по которой мы обучали тех, кто хочет заниматься бизнесом на базе госуниверситета, отправляли сотрудников органов государственной власти и местных органов на учебу. Реализовали программу «1,2 млрд. рублей», благодаря которой реализовали восемь крупных проектов, часть из которых уже работают. Там, конечно, тоже есть проблемы, но абхазо-российская повестка – я имею в виду финансовую помощь – с помощью этой программы в том числе, уже плавно переходит в повестку реального сектора экономики. Раньше мы обсуждали сугубо строительные работы, сейчас параллельно с этими вопросами мы говорим и о проектах в реальном секторе экономики. Мне кажется, это хороший результат, который нужно обязательно наращивать. В экономике Абхазии острый дефицит инвестиционных ресурсов, финансовых ресурсов в банковской системе и все, что мы можем привлечь извне для наших предпринимателей – это большой плюс.

Н.Г.: Есть ли у вас данные о том, сколько людей сегодня в Абхазии занимается бизнесом?

А.А.: Регистрация предпринимателей, физических и юридических лиц, у нас осуществляется министерством юстиции. Там их 16-20 тысяч, но мы не ориентируемся на эти цифры. Реальные показатели – это те, кто стоит на учете и отчитывается в налоговую. Количество действующих юридических лиц около 2 тысяч и порядка 7,5 тысяч физических лиц с правом предпринимательской деятельности. Не могу сказать, что за последние годы их число сильно увеличилось, но такая тенденция есть.

Н.Г.: Что это приносит в бюджет?

А.А.: 5,7 млрд. рублей максимум, что было по всей Абхазии. Тяжело давать оценку – много это или мало. Конечно, есть большие проблемы с администрированием, с укрывательством. У нас из юридических лиц прибыль показывают только 29,4% компаний. Это говорит о том, что компании занимаются укрывательством налога на прибыль. Тут надо разобраться, что происходит, искать первоисточник. Но это не сегодня началось, ситуация такая более десяти лет.

Н.Г.:  А как отразился на предпринимателях закон об НДС?

А.А.: Изменения закона налога на добавленную стоимость отразились, в первую очередь, на тех, кто занимается торговлей. Те, кто занимался производством товаров внутри Абхазии, если брать ретроспективу, облагались НДС в полном объеме. Просто поменялось следующее: если сегодня производитель ввозит какой-то товар в Абхазию, он на границе уплачивает налог. До этого он ввозил, здесь перерабатывал, но в конечной стоимости этот НДС ему зачитывался. Поэтому он платил и платит одну и туже сумму. Те же, кто занимается торговлей, на них это, конечно, отразилось.

Очень много тех, кто критикует, и я хочу сказать президенту Раулю Джумковичу за этот шаг отдельное спасибо, потому что он предпринял заведомо непопулярное решение. Для нашего государства, для будущего это очень правильный выбор.

Когда работаете в госуправлении, к сожалению, не всегда получается принимать популярные решения. Когда страна находится на таком этапе, как мы, таких непопулярных мер требуется больше.

Н.Г.: Какая еще непопулярная, но важная для государства мера была осуществлена в эти годы?

А.А.: Мы должны понимать одно, любой гражданин должен это понимать. Советский Союз распался, мы приняли решение создать свое собственное государство. Грузия с этим не согласилась, была война. Мы свое право отстояли, но для нас целью были не война и победа, а создание своего независимого государства. Мы его создали. Но главную суть, мне кажется, многие стали забывать. Мы как государство отделились, но у некоторой части населения – это касается и чиновников, и экспертов, психологически этот перелом не произошел. Есть некая отсылка к какому-то государству: «а что нам государство сделало?»  Этого государства, о котором говорят, в том смысле уже нет, есть другое государство, наше, абхазское. Мы должны рассчитывать на собственные силы, на свои доходы.

Наше государство имеет три основных источника дохода. Первый – это финансовая помощь со стороны России – пенсии, доплаты к заработной плате отдельным категориям, инвестиционные программы и иные нефинансовые формы, например, нам предоставляют топливо без экспортной пошлины и т.д. Если все это совместить плюс присутствие вооруженных сил, это все очень большая и солидная доля. Второе – это туризм. В сезон к нам приезжают туристы, которые оставляют определенную часть денег. Третье – это экспорт наших товаров.

Вот три основных источника, на которых стоит наше государство. Сегодня Россия нам помогает в силу своего отношения к Абхазии. Но мы ведь прекрасно осознаем роль личности во всех этих процессах. Мы помним и другое отношение, и у нас нет гарантий, что так будет и дальше. Нет какой-то конституционной нормы в российском законодательстве, которая обязывает постоянно дотировать Абхазию – это может закончиться в миг. И строить свою политику, рассчитывая на это, в корне неправильно. Это психология иждивенчества.

У нас одни из самых низких в мире налоги, самый дешевый в мире тариф на электроэнергию, низкие тарифы ЖКХ. И при всем при этом мы не платим. Но кто это государство будет содержать?

Дело в том, что мы сами должны понять, что это не трофейное государство. Это наше с вами государство, и мы его сами должны содержать. И когда мы говорим «что мне сделало государство», надо понять, что гражданин – это и есть государство. Этого понимания у нас нет. Я думаю, это связано с тем, что в осязаемой истории у нас нет опыта строительства государства. Но молодое поколение уже немного по-другому мыслит. И поэтому нам еще очень много придется непопулярных решений принимать, без этого мы просто не сможем содержать страну.

Я приведу пример. Сегодня у нас пенсионеров по возрасту почти 34 тысяч человек, из них порядка 32 тысяч получают российскую пенсию, те, кто работал еще в советское время. Те, кто не получают российскую пенсию, им предусмотрена доплата в размере до 2000 рублей. Пенсионный фонд собирает порядка 1 млрд. рублей в год. Для того, чтобы у наших пенсионеров абхазская пенсия была, к примеру, 15 тысяч рублей, нужно порядка 9 млрд. рублей в год. А где взять эти деньги? Где взять недостающие 8 млрд.? Их нет. Чтобы они появились, надо либо налоги поднимать, или же экономика должна в 8 раз увеличиться. Чтобы экономика увеличилась в 8 раз, нужно потратить очень много времени…

Н.Г.: Ваше ведомство в последнее время часто обвиняют в том, что уровень экономического развития сегодня ниже послевоенного, что экономика Абхазии упала. Насколько обоснованы эти обвинения?

А.А: Надо понимать, чем занимается министерство экономики и какие полномочия есть у нашего ведомства, – это первое. Второе, экономика Абхазии  увеличивается, растет, но прорывного роста, как бы хотелось, к сожалению нет. Но при этом ни провала, ни спада тоже нет. Может ли при кризисе и обвале увеличиваться потребление топлива и электроэнергии, доходы собственного бюджета увеличиваться, товарооборот увеличиваться? Соответственно, все это должно было бы падать.

От того, что мы постоянно будем посыпать голову пеплом, ничего не изменится. Мы должны видеть и то хорошее, что у нас есть. И свою страну унижать не стоит, потому что мы же не на отдельной планете, мы в открытом информационном пространстве, где каждая запятая проносится вокруг планеты за долю секунды.

Для того, чтобы экономика развивалась, чтобы мы шли резко вперед, нужно научиться больше производить. Если вернуться к трем источникам дохода, на которых стоит наша страна, в части туризма, к сожалению, у нас малоконтролируемая бытовая преступность, уровень обслуживания низкий и цены необоснованно высокие. Все это вкупе и негативная информационная оболочка сужает эти возможности. Нужно всегда помнить, что у тех людей, кто к нам приезжает, есть выбор – Таиланд, Египет, Турция, Европа… И поэтому надо понимать, что если мы хотим развивать туризм, то надо прекратить так относиться к туристам – это источник дохода.

Уровень криминала в Абхазии не дает развиваться не только туризму, он отпугивает инвестиции. И никакую экономику невозможно развивать в такой ситуации.

Н.Г.: Кстати, как обстоят дела с иностранными инвестициями?

А.А: Что такое инвестиции? Это когда есть какое-то лицо или компания, которая имеет некий инвестиционный капитал и думает: если я направлю эти деньги в Таиланд, в Арабские Эмираты или в Абхазию, здесь у меня будет такой процент дохода, а здесь такой, там у меня безопасность, гарантии государства, а здесь что?

Мы создали инвестиционное агентство, и оно работает на формирование позитивного имиджа. Но, к сожалению, в информационном пространстве на одну позитивную новость об Абхазии приходится 10 негативных. Здесь есть о чем задуматься.

Но при всех этих негативных моментах экономика все равно развивается, и инвестиции приходят в Абхазию. Потому что наша страна сама по себе очень привлекательна, и предприниматели наши молодцы, из года в год улучшают качество своей продукции, инвестируют часть своей прибыли в новое оборудование и технологии.

Н.Г.: Вами было предложено использование крипто-валюты на территории Абхазии. Как Вы считаете, почему эта идея не была поддержана и ее не удалось воплотить? Что от этого потеряло наше государство? А, может, выиграло?

А.А.: Я сейчас не хочу об этом говорить, но придет время, и вы поймете, насколько я был прав.

Н.Г.:  А почему не удалось?

А.А.: Есть ряд политических ограничений, мне тяжело об этом говорить, это вне компетенции министерства экономики. Это был бы хороший, серьезный шаг.

Н.Г.: Каких успехов удалось достичь на межгосударственном уровне?

А.А.: В 2018 году Сирия нас признала, и министерством экономики был подготовлен проект соглашения о беспошлинной торговле, который позже был подписан сторонами.

Н.Г.: Насколько это реально?

А.А.: Мы создали условия, теперь дело за предпринимателями. Кстати, когда подписывали соглашение с РФ, тоже спрашивали, насколько это реально. Сегодня наши предприниматели успешно работают и пользуются этими возможностями. Поэтому посмотрим. Сирия сейчас на этапе становления, я думаю, там будет востребовано большое количество строительных материалов и иных товаров, и поэтому для наших предпринимателей открыто окно возможностей беспошлинной торговли. Кстати, Абхазия входит в очень узкое число стран, с которыми Сирия подписала такое соглашение, а Сирия – немаленькое государство, и наши предприниматели проявляют интерес. Я знаю, что уже были поездки.

Н.Г.: В завершении нашего разговора, могли бы Вы подвести небольшой итог Вашей деятельности?

А.А.: Ко всему вышеперечисленному хочу добавить, что была повышена эффективность работы госпредприятий, подведомственных министерству экономики. Результатом стало увеличение их прибыли и, соответственно, объема отчислений части прибыли в бюджет. Хорошие результаты для Абхазии дали переговоры с руководством Республики Крым и представителями крупной российской строительной компании – организованы регулярные поставки инертных материалов из Абхазии в Крым. Был сформирован ведомственный кадровый резерв, из его числа посредством проведения конкурса уже принято несколько человек на работу в минэкономики и госинвестагентство.

Мы подготовили концепцию налоговой реформы, которая пока еще на бумаге, но будет реализована. При поддержке московской абхазской диаспоры и внешних экспертов принимали активное участие в разработке программы «25 шагов» – очень важный документ, который, я уверен, в перспективе послужит хорошим подспорьем для развития нашей экономики, принимали участие в разработке «Стратегии социально-экономического развития до 2025 года».

И я с радостью могу сказать, что в министерстве экономики нет коррупции. Мы собрали молодую, эффективную и сплоченную команду, которая может выполнять сложные задачи.

Беседовала Ольга Джонуа

Другие новости по теме

Реклама

Для размещения рекламы звоните по тел. : (+7-940) 921-78-75

Погода


Объявления

Приглашение на Участие в тендере

“Датский Cовет по Беженцам “(ДСБ) при финансовой поддержке Министерства иностранных дел Норвегии намерен провести ремонтные работы в средней школе №2 г. Гал в связи с чем , объявляет тендер на выполнение работ.

Пакет Тендерной Документации, в котором подробно изложена вся соответствующая информация, можно получить с 22 мая 2020 года в офисе ДСБ по адресу: c.Галхуч, Ткуарчалского района.

Приём тендерных заявок будет осуществляться до 29 мая 2020г до 12:00 в с. Галхуч, Ткуарчалского района.
Информацию по данному тендеру можно получить по номеру: +7940 9111700.

Invitation to Bid

The Danish Refugee Council (DRC) with the financial support of the Norwegian Ministry of Foreign Affairs intends to implement repairs at school #2 of Gal and therefore announces a tender for implementation of construction works.

The Tender Documentation Package, which sets out in detail all relevant information, can be obtained as of May 22nd, 2020 at the DRC office at: v. Galhuch, Tkuarchal District.

Bids will be accepted until May 29th, 2020 until 12:00 at DRC office in v. Galhuch, Tkuarchal district
Information on this tender can be obtained by calling: +7 940 9111700.

Приглашение на Участие в тендере

“Датский Cовет по Беженцам “(ДСБ) при финансовой поддержке Министерства иностранных дел Норвегии намерен провести ремонтные работы в средней школе №2 г. Гал в связи с чем , объявляет тендер на поставку строительного материала.

Пакет Тендерной Документации, в котором подробно изложена вся соответствующая информация, можно получить с 21 мая 2020 года в офисе ДСБ по адресу: c.Галхуч, Ткуарчалского района.

Приём тендерных заявок будет осуществляться до 28 мая 2020г до 12:00 в с. Галхуч, Ткуарчалского района.
Информацию по данному тендеру можно получить по номеру: +7940 9111700.

Invitation to Bid

The Danish Refugee Council (DRC) with the financial support of the Norwegian Ministry of Foreign Affairs intends to implement repairs at school #2 of Gal and therefore announces a tender for the delivery of construction materials.

The Tender Documentation Package, which sets out in detail all relevant information, can be obtained as of May 21st, 2020 at the DRC office at: v. Galhuch, Tkuarchal District.

Bids will be accepted until May 28th, 2020 until 12:00 at DRC office in v. Galhuch, Tkuarchal district
Information on this tender can be obtained by calling: +7 940 9111700.

Action Against Hunger
Запрос Ценового Предложения

Миссия Action Against Hunger на Южном Кавказе намерена заключить контракт на поставку следующего оборудования

Лот 1: двух-колесные тракторы (мотоблоки)
Лот 2: наборы оборудования для фермеров
Лот 3: прицепы для мотоблока
Лот 4: Мотокосы

Пакет полной документации, в котором подробно изложена вcя соответствующая информация, можно получить связавшись по номеру +7940 7709058 или написав на данный электронный адрес: [email protected]
Приём заявок будет осуществляться до 27 мая 2020г до 12:00. Свяжитесь по номеру +79407709058 или пришлите заявку на данный электронный адрес: [email protected]


Request for Quotation

Action Against Hunger – South Caucasus intends to award a Supply Contract for the supply of

Lot 1: two-wheel tractors (motoblocks)
Lot 2: set of equipment for farmers
Lot 3: trailers for a two-wheel tractor
Lot 4: Motorised brush cutters

Complete documentation package, which sets out in detail all relevant information, can be requested on following phone number ++7940 7709058 or via email [email protected]
Quotations will be accepted until May 27, 2020 until 12:00. Contact us on phone number +7940 7709058 or send your offer on email [email protected]

Продается 2-х. комнатная квартира у моря в поселке Агудзера, а также гараж. Имеется весь пакет документов .
Тел: +7(840) 274-44-38

Жители РФ готовы присмотреть за домом за проживание. Близость к морю приветствуется. т. 940 715 49 23

Продается 2-х комнатная квартира в Сухуме, ул. Абазинская. Довоенная собственность.
Тел: +7 (940) 921 75 75

Меняю двухкомнатную квартиру (подготовлена к ремонту, установлены новые пластиковые окна) на Кинопракате на однокомнатную квартиру с ремонтом от района рынка до Синопа. Тел. +7 940 927 15 92

Продается двухъярусная квартира 200 кв.м. в центральной части Сухума. Незавершенный ремонт.

Тел.: 921-07-57

В Сухуме, в пляжной зоне в 3-х минутах ходьбы от моря в районе Синопа сдается благоустроенная квартира-студия с ремонтом со всеми удобствами. Квартира расположена на втором этаже. Две кровати (плюс дополнительное место), кондиционер, холодильник, кухонная плита, горячая вода, телевизор и красивый вид из окна). Абхазия, Сухум.

Тел.: + 7 940 921 98 07, e-mail:[email protected] Смотреть фотографии.

По вопросам размещения объявлений на сайте обращайтесь по тел. 921-78-75.


Мы в Facebook


Мы в Одноклассниках