Приветствую участников съезда Форума Народного Единства.
Благодарю, друзья за доверие, и спасибо за то, что мы дожили до времени, которое думали уже никогда не наступят. Только вместе.
В рамках отведенного лимита времени позволю пройтись по двум важным, на мой взгляд аспектам.
Первое – отношения с РФ
– В качестве вступления начну с того, что кризис приведший к сходу был спровоцирован внутриполитическими причинами, развивался по внутри абхазским канонам и разрешился за счет ответственности всех участников политического процесса и зрелости абхазского общества в целом.
Тем не менее, экс – президент будучи еще на российской военной базе развернул жесткую антироссийскую пропаганду, подхваченную своими сторонниками, разыгрывая патриотическую карту. Играя на страхах поглощения Россией суверенитета Абхазии, жертвой которой якобы он стал. В отношение нашего единственного стратегического партнера была развернута вредоносная истерия основанная на слухах, ссылаясь на мифические договора и подписи, ведущие к сдаче суверенитета. Замечу, что истерия была столь масштабной и затяжной, что любые разговоры интеграционного характера изначально принималось в штыки. Так, на том нас всех затюкали, что мы действительно по – притихли дабы не развивать фобии. Теперь же ближе к выборам все те – же оппоненты развернули «пластинку» на 180 гр, на перегонки пропагандируя интеграционные процессы, выдавая заявления в новостных рассылках, один дружелюбнее другого. По мне, лучшая защита суверенитета и интересов страны – чувство гражданской ответственности, ..ну да ладно. Слава Богу, что время истерии прошло, а значить пришло время «собирать камни», реальной проверки, ревизии Абхазо – Российских отношений. Между нашими странами существует договор о дружбе и взаимопомощи с 2008 года включающий порядка 80 соглашений. На проверку многие из пунктов так и не работают, не прописаны, не наполнены содержанием и больше похожи на декларацию о намерениях.
В свете новых угроз, вступления Грузии в ассоциированные отношения с ЕС поддерживающих интеграционные процессы Грузии в рамках старых границ. В свете участия Грузии в Антлантическом Альянсе, нам необходим новый внятный договор с Российской Федерацией, который систематизировал бы имеющиеся форматы двустороннего сотрудничества, выводя содержательную часть на качественно новый уровень. В первую очередь в области обороны и безопасности, формирования общего социально-экономического пространства.
Нам необходимы новые правовые формы, закрепляющие новые форматы стратегического партнерства ни в коей мере не угрожающие суверенитету РА. Наоборот, способствующие укреплению абхазской государственности, так как только эффективное, состоявшееся государство может считаться истинно независимым и суверенным; с реальной экономикой и никак иначе. Необходимо предложить инвесторам четкие, прозрачные и комфортные правила игры несущие в себе мультипликативный эффект, способствуя развитию сопутствующих отраслей и производств, оживлению экономической активности в целом.
Если говорить простым языком, Абхазия важна для России как внятный союзник, без шараханья из стороны в сторону. Только будучи понятными, мы можем использовать «окно возможностей» – как инструмент для самостоятельного развития и модернизационного рывка. Другой возможности у нас попусту нет. В тоже время Абхазия важна для России как успешный, показательный проект для стран находящихся в едином цивилизационном пространстве с Россией. Что означает, Россия не в меньшей степени заинтересована в успехе абхазской государственности.
Я убежден, что нам нужен новый договор с Россией не когда – то абстрактно, или выборов ради, а здесь и сейчас – исходя из возрастающих угроз быстро меняющего мира основанного на интересах. Мы должны научиться использовать риски во благо в складывающейся тревожной международной ситуации, в глобальных и региональных трендов использовав – «окно возможностей», стремиться к участию в процессах евразийской интеграции как суверенного государства. Москва – Минск – Астана и Бишкек, вот поле для внешне политической деятельности МИДа РА с учетом перспективы. Под лежачий камень вода не течет.
–Теперь что касается полиэтнического мира Абхазии. На сегодняшний день в результате недальновидной политики предыдущего руководства, было внесено значительное напряжение в отношении мингрел, в желании задействовать гальцев в качестве инструментария для решения своих, сугубо конъектурных задач. Необходимо кардинальное изменение самого подхода, на первом этапе деполитизировав процессы несущие напряжённость. Второе – проработки программ вовлечения, наведением порядка, устранением коррупции с поднятием социальных выплат и пособий. Принятия закона «о виде на жительство» дав возможность гальцам самим выбирать формат взаимоотношений с государством, по степени вовлечения исходя из интересов в ее содержательной части. И только в рамках законов РА.
Примечательно, что наши политические оппоненты в желании использовать гальцев в качестве электорального задела, переводили вопросы незаконно выданных паспортов в гагрынский район проецируя на гражданах Абхазии армянской национальности, вызывая наше возмущение. Разница между правовым вопросом и политико – правовым существенна, не говоря уже о масштабности сравнительного анализа. Но главное возмущение состояло в том, что последнее звучало предельно не дружелюбно в отношении граждан Абхазии армянской национальности. В отношении тех, кто вместе с нами отстояли нашу независимость, тем самым внося этническую, межнациональную напряжённость – которая непозволительна. Теперь, все те же политические оппоненты в рамках предвыборной агитации развернули обратно пластинку на 180 градусов. Говоря о том, что мы националисты, сегодня расправились с мингрелами а завтра возьмутся за вас армян. Полагая, чем наглее ложь, тем более привлекательна, где что ни будь да осядет. Что касается граждан Абхазии армянской национальности, то пора перейти от страшилок на том собирая дивиденды – к созиданию. Времена наступили иные, если времена перемен если кто не заметил. Необходимо говорить о полном отсутствии представительского участия в высших органах власти лиц армянской национальности, при столь значительной диаспоре. Говорить о выборности глав районов, совхозов и председателей советов. О полноценном участие диаспоры в становление нашей республики будучи неотъемлемой ее частью, как и граждан русской национальности.
И в завершении о ЦИКе, являющемся самым болезненным вопросом для нас.
Работа Ценр Изберкома обставлена таким образом, что все махинации вынесены на периферию, участковые комиссии на местах. Последовательность следующая. ЦИК подает списки участковым комиссиям на соответствие с учетом изменений за последние 5 лет. Участковые комиссии в свою очередь обязаны ввести в списки вновь получивших паспорт, и вывести умерших. Так вот, на мою проверку двух участков мёртвые души составили порядка одной трети от общего количества избирателей, что не несет в себе случайности. Прав у доверенных от кандидатов практический нет, для возможности проверки голосующего с фотографией в паспорте. Обращаюсь к высшему законодательному собранию РА с предложением, выдать списки для проверки участковым комиссиям не за две недели, а уже сейчас исходя из катастрофического объема фальсификатов. Иначе будет трудным найти в себе силы, для возможности признать результат таковых сфабрикованных выборов.