Абхазия не сводит концы с концами – не хватает денег на содержание энергосистемы, водоснабжения, здравоохранения. Легче сказать, на что у государства хватает денег, чем на что не хватает.
На вопрос, где взять деньги, чиновники чаще всего реагируют светлой мыслью о поднятии цен – на электроэнергию, водоснабжение, коммунальные услуги и далее по списку. Если детально не вникать в проблему, то можно действительно поддаться этой логике. Но это только до тех пор, пока вы не узнаете, что количество инвалидов Великой Отечественной войны 1941-45 годов в Абхазии остается неизменным вот уже 25 лет – 2500 человек. Дай, конечно, им всем Бог здоровья, но с трудом верится, что льготы на коммунальные услуги столь значительно влияют на продолжительность жизни.
Недавно энергетики Абхазии, видимо, обратившие внимание на подобные странности в списках льготников, объявили о перерегистрации абонентов. И тут-то меня и посетила простецкая мысль, что наша проблема может оказаться не столько в недостатке денег, сколько в неумении их считать и распределять.
Ведь льготы – не манна небесная, и кем-то оплачиваются. В моем понимании льготы, которые государство предоставляет своим гражданам, должны покрываться из бюджета. То есть государство, оплачивая жилье, коммунальные услуги, медикаменты и так далее определенным группам населения, таким образом заботится о социально незащищенных гражданах, в том числе и тех, чей вклад переоценить невозможно. Так происходит перераспределение денег налогоплательщиков – в том числе и на оплату, к примеру, электроэнергии инвалиду войны.
Но это теория. А на практике в Абхазии система льготного поощрения почему-то ложится тяжким бременем не на бюджет, а становится проблемой организации, предоставляющей услугу. Потому, наверное, что, принимая законы, никто не заморачивается вопросом, во сколько обходится содержание льготников, а дарует блага с барского плеча. Так в стране образовалось более трех десятков категорий льготников, которые зачастую передают свои льготы по наследству членам своих семей.
И все бы ничего, если бы в число льготников попали глухие, слепые, инвалиды, участники всех войн и члены семей погибших. Но нет, основная армия льготников – это чиновники и госслужащие – прокуроры, судьи, таможенники, чекисты и милиционеры, работники агентств правительственной связи, миграционной службы и так далее. О них государство заботится и на службе, и на пенсии.
Простой гражданин нашей страны может только мечтать о заботе, которая начинается с установки телефона, обеспечения гарантированных мест в школьных и дошкольных учреждениях, предоставления жилья, скидок на коммунальные услуги и топливо и заканчивается правом на лечение в специализированных медицинских учреждениях на пенсии, и после смерти – правом на наследование льготных тарифов членами семьи.
К сожалению, предоставить достоверные данные о том, сколько у нас льготников и сколько стоит предоставление этих льгот, никто то ли не может, то ли не желает. Думаю, что такая информация стране, в которой национальная пенсия составляет 1 500 рублей, отрезвила бы многие горячие головы, поддерживающие политику роста цен на коммунальные услуги. Интересно, насколько увеличится бюджет «Черноморэнерго», водоканала, ЖКХ, если все прокуроры, судьи, депутаты и охранники начнут жить по законам, прописанным для всех граждан страны.
21 января, Энергосбыт приостановил предоставление льгот по электроэнергии до перерегистрации льготников. Посмотрим, что из этого получится.
Изида Чаниа, “Эхо Кавказа”