23 апреля 2024 г.
Нужная газета
События. Люди. Комментарии.

17.06.2014

Конституцией Абхазии гарантирован принцип равного доступа граждан к государственной службе

Поделиться
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

«Они долго сидели и думали, как им их убыточное хозяйство сделать прибыльным, ничего в оном при этом не меняя»
Салтыков- Щедрин «Из истории одного города».

gossslujkoНекоторое время я и мои друзья, а также редактор «Нужной Газеты» Изида Чаниа пытались организовать «Круглый Стол» на абхазском телевидении. Предполагаемая тема – реформы. Но поскольку наше видение реформ представляет собой простые и ясные инициативы, а не набор оригинальных речей, то мы не нашли поддержки руководства АГТРК. Наше телевидение предпочитает унылые монологи, с аморфными, но громкими призывами типа «хнапкуа еикуршаны аус хууп, хаидгылап». По всей видимости, такого рода абсурдный план реформ (сцепив с друг другом руки трудно работать) находит более приветливый отклик в нашем Медиа пространстве. Так, что пусть нас простит наш дорогой читатель, вся эта статья, а вернее канцелярская, бюрократическая тягомотина именуемая далее проект «Закона о Конкурсном Подборе Кадров на госслужбу» и последующее за ним многотомное издание «Закон о государственной службе», с подразделом «Статус госслужащего» целиком на совести наших телевизионщиков. Мы бы еще кое-что добавили, да жаль читателей. Простите нас, если сможете.

Предложения по противодействию коррупции.
Первое. Ратификация пункта 20, конвенции ООН по противодействию коррупции. Данный пункт гласит, что чиновник, который не может доказать, что его имущество было приобретено законным путем, априори считается преступником и освобождается от должности. То есть для чиновников не презумпция невиновности, а наоборот.
Чиновник задекларировал доходы, затем получает зарплату пять тысяч – затем приобретает «Ленд-Круизер» или строит дворец – все, он сразу же объявляется коррупционером, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Данный пункт самый простой и действенный способ, который изобрело человечество на данный момент. Но мы в упор его не хотим замечать. Мы все силимся придумать новое, и это замечательно, но давайте пока наши эксперты не придумали нового применим этот простой и действенный способ, принятый на вооружение во многих странах, и уже вовсю обсуждаемый и в России.
Второе условие по противодействию коррупции, именно коррупции – конкурсный подбор кадров.
Расставленные на всех должностях «свои» люди – это непременное условие коррупции!
В мировой практике считается уже признанным фактом, что конкурсный подбор кадров на государственную службу является наилучшим из известных в настоящее время методов отбора сотрудников. Он позволяет, даже при сознательном его искажении в отдельных случаях, если не искоренить полностью, то значительно усложнить продвижение таких негативных явлений как коррупция и кумовство. Отсутствие же такового приводит к тому, что работодатель поступает произвольно, возможны различные злоупотребления и ущемления трудовых прав граждан. А главное нарушается, и почти каждодневно, конституция, согласно которой все граждане страны имеют право на равный доступ к должностям. Люди же в нашей стране принимаются на работу и увольняются с нее согласно двум основным причинам: родству с начальником и «на выборах помогал». И то и другое непосредственно к профессионализму имеет весьма отдаленное отношение.

В Абхазии эта тема то поднимается, то забывается (сразу же после оглашения результатов выборов вожди бронзовеют прямо на глазах). Конкурсный подбор кадров – тема довольно увлекательна для образованной и безработной молодежи и совершенно не интересна для чиновничьей элиты, по понятным причинам. Значительное число наших чиновников люди неординарные. Упитанные и довольные жизнью, они умудряются жить на широкую ногу при самой мизерной зарплате, едва превышающей прожиточный минимум. По законам логики, на такую зарплату они должны вести полуголодную жизнь, ютится в аварийной «хрущовке», с женой, пятью детьми и тещей. Ездить на старенькой и такой же аварийной «Волге» образца 80-ых годов прошлого века.
Но каким-то воистину чудесным и уж конечно законным образом им удается строить особняки и покупать машины представительского класса всем членам своей семьи. Такого рода «волшебники» подбирают и штат сотрудников соответствующий, а следовательно наше общество обречено на смену одних «опытных хозяйственников» на других. Пока одни стареют, другие «растут». Движимый исключительно завистью и злопыхательством я предлагаю вниманию читателей «НГ», из коих по моим подсчетам как минимум треть или уже являются чиновниками или мечтают ими стать адаптированную для Абхазии компиляцию из законов о конкурсном подборе кадров на государственную службу таких стран как Россия, США, Казахстан. Эти страны пришли к парадоксальному заключению, что найти необходимого специалиста гораздо легче, посредством объявления и конкурса нежели просто физическим способом искать его глазами, блуждая среди родственников и друзей, и сканируя по изображению его профессиональные качества. Быть может это связано с некоторой «холодностью» между родственниками в этих странах, но так или иначе этот недостаток родственных чувств положительно сказывается на состояниях их экономик. Будучи экономистом, а не юристом по образованию, я заранее прошу прощения у читателей, за возможные ошибочные или не точные формулировки. Я почти уверен, что люди не заинтересованные в честной конкуренции начнут впадать в притворный, летаргический сон, в тоже время прекрасно осознавая, что вопрос конкурсного подбора кадров на госслужбу еще и вопрос образования. Молодое поколение, в отличие от нашего не обманешь, оно прекрасно осознает горькую истину – какой смысл учиться, если отбирают на работу не по знаниям. Также этим людям необходимо напомнить- Конституцией РА гарантирован принцип равного доступа граждан к государственной службе. Надо просто соблюдать конституцию и, если надо, заставить соблюдать ее других.
Подбор квалифицированных кадров на госслужбу осуществляется по принципу открытости на конкурсной основе в соответствии со статьей Закона РА «О государственной службе» и постановления Кабинета Министров РА «Об утверждении Порядка проведения конкурса на замещение вакантных должностей государственных служащих»…

Астамур Какалия
(проекты «Закона
о Конкурсном поgборе Кадров на госслужбу» и «Закона о государственной службе»,
с подразделом «Статус
госслужащего»)

 

Статья закона

 Конкурс на замещение вакантной государственной должности на  государственной службе.

1. конкурс на замещение вакантной государственной должности  (далее – конкурс) обеспечивает право граждан на равный доступ к государственной службе.

2. Конкурс проводится среди граждан, подавших заявление на участие в нем. Государственные служащие, также могут участвовать в конкурсе независимо от того, какие должности они занимают в момент его проведения.
3. Конкурс может проводиться в форме конкурса документов  или конкурса – испытания.

4. Конкурсная комиссия оценивает участников конкурса документов на основании документов об образовании, о прохождении государственной службы и о другой трудовой деятельности, прохождении службы в рядах ВС, знании гос. языка, а также на основании рекомендаций, результатов тестирования, других документов, представляемых по решению соответствующих органов по вопросам государственной службы.
5. Конкурс – испытание проводится государственной конкурсной комиссией. Конкурс – испытание может включать в себя прохождение испытания на соответствующей государственной должности государственной службы и завершается государственным квалификационным экзаменом.
6. Конкурсные (государственные конкурсные) комиссии формируются в соответствии со  статьей  (еще не принятого закона) и статьей настоящего  закона.
7. Информация о дате, месте и об условиях проведения конкурса подлежит опубликованию за 10 дней до конкурса, в официальных изданиях соответствующего органа по вопросам государственной службы, а также на АГТРК в разделе объявлений, и печатном издании « Республика Абхазия» .
8. Каждому участнику конкурса сообщается о результатах конкурса в письменной форме в течение трех дней со дня его завершения. В письме к проигравшим конкурс должно содержаться «резюме» (возможно послужной список и копии диплома победителя конкурса).
9. Решение конкурсной(государственной конкурсной) комиссии является основанием для назначения на соответствующую государственную должность государственной службы либо отказа в таком назначении.
10. Другие условия проведения конкурса определяются законами и иными нормативно-правовыми актами РА, законами и иными нормативными правовыми актами РА.
Комментарий к статье закона
1. Конкурс призван реализовать право граждан на равный доступ к государственной службе, а также отобрать для нее таких граждан, которые обладают необходимыми нравственными, профессиональными качествами, способностями.
2. Правила проведения конкурса должны быть определены в Указе Президента РА  “Об утверждении Положения о проведении конкурса на замещение вакантной государственной должности.”
——————————–

3.Конкурс проводится  на вакантную должность, даже при наличии резерва государственных служащих для ее замещения в этой же организации, министерстве, ведомстве. Вакантной признается должность,  при условии, что она предусмотрена в структуре аппарата государственного органа.

Кроме перечисленных, законы и другие нормативные правовые акты могут установить и другие требования к кандидатам.
5.Гражданин, решивший принять участие в конкурсе, должен представить следующие документы:
1) личное заявление, автобиографию, фотографию;
2) документ, удостоверяющий личность (по прибытии на конкурс);
3)документы, подтверждающие необходимое профессиональное образование, стаж работы и квалификацию (выписку из трудовой книжки, копии документов об образовании, о повышении квалификации, о присвоении ученого звания);
4) справку из органов государственной налоговой службы о предоставлении сведений о своем имущественном положении;
5) медицинское заключение (выданное по месту обслуживания) о состоянии здоровья с записью об отсутствии заболеваний, препятствующих ему исполнять обязанности по соответствующей государственной должности;
6)другие документы, которые будут предусмотрены в условиях конкурса.
Перечисленные сведения направляются гражданином на имя руководителя государственного органа, который организует их проверку.
С согласия претендента, если исполнение должностных обязанностей по государственной должности связано с использованием сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, проводится процедура оформления допуска к этим сведениям.
Если соискателем должности является государственный служащий, то он направляет заявление о желании участвовать в конкурсе на имя руководителя государственного органа. Государственный орган готовит документы, необходимые для участия в конкурсе. Проверка достоверности этих документов возлагается на гос. орган направляющий конкурсанта.

6. Гражданин не допускается к конкурсу в случаях:
1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
2) лишения его права занимать государственные должности на государственной службы в течение определенного срока решением суда, вступившим в законную силу;
3)наличия заболевания, подтвержденного заключением медицинского учреждения, препятствующего исполнению должностных обязанностей;
4) отказа от прохождения процедуры допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;
5) близкого родства или свойства(родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов) гражданина с государственными служащими, если его предстоящая государственная служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного другому;
6) утраты гражданства РА, наличия гражданства иностранного государства , за исключением случаев, когда доступ к государственной службе урегулирован на взаимной основе межгосударственным соглашением;
7) отказа предоставить сведения о полученных им доходах и имуществе, принадлежащем ему на правах собственности, являющихся объектами налогообложения.
7. Гражданин обязан представить документы на конкурс в течение 10 дней со дня объявления об их приеме. Этот срок может быть перенесен руководителем государственного органа лишь в случае уважительных причин задержки представления документов (болезнь, задержка без законного основания выдачи документа органом государственной налоговой службы, медицинским учреждением и т.п.).
8. Конкурс проводится в два этапа. На первом этапе гос. орган (учреждение, министерство, ведомство, гос. компания….)публикует объявление  о приеме документов для участия в конкурсе. В объявлении указывается:
1)наименование вакантной государственной должности;
2) требования, предъявляемые к гражданину;
3) условия прохождения государственной службы.
9. Решение о дате, времени и месте проведения второго этапа принимается руководителем государственного органа после проверки достоверности представленных сведений.
Если в ходе проверки будут установлены препятствия для поступления гражданина на государственную службу, то руководитель государственного органа отказывает ему в участии в конкурсе, в письменной форме.
10. Не позднее чем за неделю до начала второго этапа гражданину (кандидату)сообщают о дате, времени и месте его проведения.
11. Конкурсная комиссия(государственная конкурсная комиссия) состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии.
12. В законе о проведении конкурса (который как я надеюсь будет принят) целесообразно установить персональную ответственность председателя и членов комиссии за допущенные при подборе кандидатов ошибки, а также основания и виды ответственности.
13. К работе комиссии могут быть привлечены независимые эксперты. Их оценка рассматривается как один из аргументов, характеризующих кандидатов.
Допускается образование нескольких составов комиссии. Количественный и персональный состав, сроки и порядок ее работы утверждает руководитель государственного органа, принимающий решение о назначении на должность.
14. Заседание конкурсной (государственной конкурсной) комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее состава.
Решение комиссии принимается тайным или открытым голосованием (по решению комиссии) простым большинством голосов от числа ее членов, присутствующих на заседании.
В случае равенства голосов при тайном голосовании проводится повторное открытое голосование. Если и оно не выявит победителя, то голос председателя является решающим.
15. Первая часть конкурса – конкурс документов. Комиссия по документам оценивает кандидатов, сравнивая уровень образования и его качество, прохождение государственной службы, другой трудовой деятельности.
Вторая часть – конкурс – испытание, которое завершается государственным квалификационным экзаменом. При оценке профессиональных и личных качеств кандидата конкурсная комиссия исходит из соответствующих квалификационных требований, предъявляемых по государственной должности, и требований должностной инструкции.
Конкурсная комиссия может использовать разные методы оценки профессиональных и личностных качеств кандидата, не противоречащие законодательству, не ограничивающие его права. Наиболее распространенными из них являются: собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание рефератов по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей и полномочий, различные письменные тесты и т.д.
16. Решение конкурсной комиссии, принимаемое в отсутствие кандидата, является основанием назначить его на соответствующую должность либо отказать в таком назначении.
В решении конкурсной комиссии устанавливается обязательный срок испытания в пределах от трех до шести месяцев.
Решение по результатам конкурса оформляется приказом (распоряжением или иным актом) государственного органа или его руководителя. Копия решения направляется также вручается государственному служащему, назначенному на должность.
17. Решение о результатах конкурса сообщается каждому участнику в письменной форме в течение 3 дней со дня его завершения. В случае отказа его целесообразно подробно мотивировать.
18.Расходы на участие в конкурсе (проезд, наем жилого помещения, пользование услугами связи) граждане производят за счет собственных средств.
19.Споры по вопросам проведения конкурса рассматриваются соответствующим государственным органом или судом. Таким образом гражданин может в судебном порядке обжаловать все решения комиссии, руководителя государственного органа. (А может обращение в парламент, далее депутатский запрос, Администрация Президента?)

2. Для усиления парламентского  и общественного контроля за соблюдением принципов прозрачности и открытости деятельности в гос. учреждениях, ведомствах, комитетах, компаниях и т.д. ввести электронный сайт на который могут отправляться жалобы и предложения. В этом сайте также будут размещены нормативные акты по вопросам государственной службы и по предотвращению проявлений коррупции.

Для обеспечения информирования общественности о деятельности Центрального государственного электронного сайта представлены график личного приема, адрес сайта.

Обнародование информации о наличии вакантных должностей государственных служащих  осуществляется путем размещения объявления о проведении конкурса на АГТРК, в газете «Республика Абхазия» в разделе объявлений, а также на сайтах гос. организации (если таковые имеются).  Информация (отчетность) о наличии вакансий, или отсутствие наличия вакансий, должна предоставляться дважды в месяц в АГТРК в отделение ответственное за объявления.

При принятии документов от кандидата на должность государственного служащего  обязательно проверяется наличие и полнота заполнения личных документов, в частности, декларации о доходах. Претендентов на занятие должности государственного служащего в  гос. органе  предупреждают об установленных статьях  Закона РА «О государственной службе», о специальных ограничениях данной организации, связанные с приемом на государственную службу и прохождение этой службы, также знакомят с Общими правилами поведения государственного служащего. Указанные документы подписываются претендентом собственноручно вместе с подачей заявления на назначение. Впервые принятых на государственную службу (в силовых ведомствах) лица составляют Присягу государственного служащего и подписывают ее текст, о чем делается запись в трудовой книжке. Все указанные документы хранятся в личных делах сотрудников.

Государственные служащие обязаны,  соблюдать требования финансового контроля. Согласно статье  данного Закона РА «О государственной службе» и статьи ? Закона РА «О борьбе с коррупцией» (может быть со временем) с учетом постановления Кабинета Министров РА от 11.08.2452г. № ?? «О применении статьи №? Закона РА «О государственной службе», все государственные служащие подают декларации о своих доходах и доходах своих семей за отчетный 2452 год по форме № (форму можно продумать).

Далее очень важен в этом деле парламентский контроль.

Парламент не только принимает законы, но и контролирует их исполнение, запрашивает Кабинет Министров, Администрацию Президента, Мэрии городов, гос. организации о предпринимаемых мерах по претворению в жизнь принятых законов. Формы депутатский запрос, парламентские слушания Отслеживает:

  • Осуществление мероприятий по предотвращению нарушения закона и реагирование на них;
  • Подбор и расстановку кадров на основе беспристрастного конкурсного отбора;
  • Проведение ежегодной оценки выполнения государственными служащими возложенных на них обязанностей и задач;
  • Представления государственными служащими сведений о доходах, полученных в течение года;
  • Представления в парламент аналитической информации от Кабинета Министров о выполнении требований Закона РА «О конкурсном подборе кадров на госслужбу» ежеквартально.
  • Во исполнение требований Закона РА «О конкурсном подборе кадров» в парламенте проводится работа по обеспечению неукоснительного соблюдения принятого закона РА «О конкурсном подборе кадров на госслужбу».

 

В Соответствии с приказом Кабинета Министров РА  от ???? № ?? «О внесении изменений в Список лиц, на которых возложены обязанности по организации конкурсного подбора кадров на госслужбу» в каждом отдельном гос. органе эти обязанности возложены на руководителя данной организации. Руководитель гос. органа ответственен за работу отдела кадров и собственно проведения конкурса.

С целью ознакомления с вопросами применения  норм данного Закона РА «О конкурсном отборе кадров на госслужбу» необходимо проводить  обучение руководителей гос. органов. Государственные служащие  обязаны ознакомиться с положением нового закона. , Надлежащая организация конкурса  является одной из важнейших задач руководителя гос. органа.

Поэтому, в дальнейшем необходимо четко руководствоваться действующим законодательством РА с тем, чтобы не допускать случаев нарушения данного закона и в дальнейшем продолжать осуществление мероприятий по усилению открытости, гласности и прозрачности в подборе кадров.

2. Руководитель гос. органа обязан  обеспечить:

  • Систематическое осуществление анализа состояния выполнения Закона РА «О конкурсном подборе кадров на госслужбу», своевременное представление в парламент достоверной аналитической информации – ежеквартально;
  • Своевременное представление информации о наличии вакантных должностей для размещения на  канале АГТРК (в разделе объявлении) и в газету «Республика Абхазия», а также на официальном веб –  сайте организации (если таковой имеется) .

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ

О государственной службе

(В предложенной редакции)

Глава I. Общие положения

Глава II. Правовое положение государственного служащего

Глава III. Основы организации государственной службы

Глава IV. Порядок прохождения государственной службы

Глава V. Декларирование имущества и доходов государственных

служащих

Глава VI. Дисциплинарная ответственность и поощрение

государственных служащих

Глава VII. Материальное и социально-бытовое обеспечение

государственных служащих

Настоящий Закон устанавливает основы организации государственной службы, регулирует правовой статус государственного служащего, условия прохождения государственной службы, систему поощрений и ответственности государственных служащих.

Настоящий Закон направлен на обеспечение преемственности, стабильности и независимости профессиональной государственной службы, привлечения на государственную службу квалифицированных кадров, улучшение эффективности управления государственной службой.

Глава I

Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие понятия:

государственная служба – деятельность государственных служащих в государственных органах по осуществлению на профессиональной основе задач, функций и властных полномочий, определенных Конституцией и иными нормативными правовыми актами РА;

государственный служащий – гражданин РА, занимающий государственную должность в государственном органе и осуществляющий на постоянной основе за денежное вознаграждение за счет государственного бюджета профессиональную деятельность по реализации предоставленных по должности полномочий и несущий ответственность за их исполнение;

государственный орган – организация, учрежденная на постоянной основе в соответствии с Конституцией РА, конституционными и иными законами РА, указами Президента РА, уполномоченная осуществлять функции законодательной, исполнительной или судебной государственной власти, а также Администрации Президента РА, принимать обязательные для исполнения решения и обеспечивать их реализацию, финансируемая из государственного бюджета. Термин “государственный орган” означает также любое территориальное подразделение или структурную единицу, осуществляющие функции или часть функций центрального государственного органа;

государственная должность – должность, предусмотренная Конституцией РА, иными нормативными правовыми актами, либо должность, учрежденная в установленном законодательством порядке как штатная единица государственного органа с определенным для занимающего ее лица кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа. Государственные должности подразделяются на политические государственные должности и административные государственные должности:

– политическая государственная должность – государственная должность, назначение (избрание) на которую, освобождение от которой производятся в соответствии с Конституцией РА и с определением круга полномочий, установленных для них Конституцией и законами РА;

– административная государственная должность – должность в аппарате государственного органа законодательной, исполнительной и судебной ветвях государственной власти, а также в Администрации Президента РА, с установленным для нее объемом полномочий и ответственности по осуществлению задач и функций государственного органа, установленных Конституцией и иными нормативными правовыми актами РА;

реестр государственных должностей – перечень должностей государственной службы, унифицированных и классифицированных по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, утверждаемый Президентом РА.

Статья 2. Законодательство о государственной службе

Законодательство о государственной службе состоит из Конституции РА, настоящего Закона, а также принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента РА, Правительства РА.

Если международными договорами и соглашениями, ратифицированными РА, предусмотрены иные нормы, касающиеся государственной административной службы, то применяются нормы этих договоров и соглашений.

Если иное не предусмотрено настоящим Законом, на государственных служащих распространяется действие законодательства РА о труде и социальной защите.

Статья 3. Сфера действия настоящего Закона

Действие настоящего Закона распространяется на государственных служащих, занимающих административные государственные должности.

Действие настоящего Закона также распространяется в отношении государственных служащих аппаратов:  а также судов, органов юстиции, прокуратуры, а также лиц, имеющих статус сотрудников правоохранительных органов, в той мере, в которой их профессиональная деятельность не урегулирована специальными законами.

Действие настоящего Закона не распространяется:

– на лиц, занимающих государственные политические должности, если иное не установлено настоящим Законом;

– на советников, консультантов и помощников лиц, занимающих государственные политические должности, в части назначения, продвижения, освобождения;

– на военнослужащих

– на муниципальных служащих;

– на служащих, занятых в органах, учреждениях, предприятиях и организациях, находящихся в ведении государственных органов, осуществляющих научно-исследовательскую, творческую, преподавательскую, лечебно-оздоровительную и иную деятельность по обслуживанию населения, не связанную с исполнительно-распорядительными функциями государства, включая руководителей данных учреждений и организаций;

– на лиц технического и обслуживающего персонала, работающих в государственных органах.

Статья 4. Основные принципы государственной службы

Государственная служба в РА основывается и действует на принципах:

1) верховенства Конституции РА, законов РА и приоритетности прав и свобод человека и гражданина;

2) преданности государственных служащих народу РА;

3) стабильности государственной службы;

4) гласности, доступности для общественности информации о деятельности государственного служащего;

5) профессионализма, компетентности, инициативности и честности;

6) равного права граждан РА на поступление на государственную службу;

7) дисциплины и персональной ответственности за исполнение служебных обязанностей, обеспечения справедливой и беспристрастной системы дисциплинарной ответственности;

8) подконтрольности и подотчетности государственных служащих, обязательности для исполнения решений, принятых в пределах предоставленных законодательством полномочий вышестоящих государственных органов и должностных лиц;

9) правовой, экономической и социальной защищенности государственных служащих, гарантированности им и их семьям достойного уровня жизни;

10) постоянного совершенствования системы государственной службы;

11) прозрачности и беспристрастного подбора, оценки работы и продвижения кадров на конкурсной основе;

12) исключения политического влияния и неправомерного вмешательства в деятельность государственных служащих.

Глава II

Правовое положение государственного служащего

Статья 5. Функции и полномочия государственного служащего

Государственный служащий осуществляет профессиональную деятельность по реализации целей, задач и функций, установленных законодательством для данного государственного органа, и лицом, занимающим  должность руководителя данного гос. органа

Полномочия государственного служащего определяются задачами и функциями государственного органа, объемом прав и обязанностей, выполнение которых вытекает из той или иной должности, в соответствии с Конституцией РА, настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами РА.

Статья 6. Основные требования, предъявляемые к государственным

служащим

Государственным служащим не может быть лицо:

– не являющееся гражданином РА;

– не достигшее 18 лет;

– признанное решением суда недееспособным либо которому решением суда запрещено осуществлять деятельность в качестве государственного служащего или занимать определенные должности государственной службы;

– имеющее судимость, не снятую или не погашенную в установленном законодательством порядке;

– не соответствующее квалификационным требованиям, установленным для данной административной должности законодательством РА или соответствующим государственным органом, осуществляющим прием на службу.

Статья 7. Основные обязанности государственного служащего

Государственный служащий обязан:

1) соблюдать Конституцию РА и законодательство РА;

2) добросовестно исполнять свои должностные полномочия;

3) соблюдать Кодекс этики государственного служащего государственного органа;

4) исполнять свой служебный долг беспристрастно, руководствуясь в принятии решений Конституцией РА, законами и нормативными правовыми актами;

5) не выступать и не оценивать публично (в том числе и в средствах массовой информации) деятельность государственных органов, их руководителей, их решения без получения на то соответствующих полномочий;

(в случае если это не связано с нецелевым расходом средств, терпимости руководителя к коррупции, попранием  конституционных прав прав граждан)

 

6) выполнять приказы, распоряжения, указания и иные решения вышестоящих руководителей и соответствующих государственных органов, издаваемые в пределах их полномочий. В случае получения приказа, распоряжения или указания, противоречащего закону, государственный служащий обязан руководствоваться положениями закона;

7) не допускать нарушений прав, свобод и интересов граждан;

8) рассматривать обращения граждан, коммерческих и некоммерческих организаций, органов местного самоуправления и государственных органов, своевременно и объективно принимать по ним решения в соответствии с законодательством;

9) незамедлительно информировать руководство и соответствующие государственные органы о ставших ему известными фактах нарушения законодательства РА;

10) иметь уровень профессиональной квалификации, необходимый для исполнения своих должностных обязанностей;

11) хранить государственную, служебную и иную охраняемую законом тайну, в том числе и после прекращения государственной службы в течение периода, в установленном законом порядке;

12) сохранять в тайне получаемые при исполнении служебных обязанностей сведения, затрагивающие личную жизнь, честь и достоинство граждан, и не требовать от них представления такой информации.

13) обеспечивать бережное отношение и сохранность государственного имущества и собственности;

14) принимать на себя ограничения, связанные с прохождением государственной службы, установленные настоящим Законом.

Государственный служащий может иметь иные обязанности в соответствии с законодательством РА.

Статья 8. Основные права государственного служащего

Государственный служащий имеет право:

1) на уважение личного достоинства, справедливого и уважительного отношения к себе со стороны руководителей, коллег и граждан;

2) получать в установленном порядке информацию, документы и другие материалы, необходимые для исполнения должностных полномочий;

3) посещать при осуществлении должностных полномочий государственные органы, органы местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации в порядке, установленном законодательством;

4) в объеме делегированных государством полномочий требовать исполнения соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами Конституции РА, законов и иных нормативных правовых актов РА, а также решений, принятых государственным служащим в пределах своих должностных полномочий;

5) получать заработную плату, отпуск и соответствующие льготы;

6) на создание безопасных для здоровья условий труда;

7) на обучение для повышения своей профессиональной квалификации;

8) на продвижение по службе с учетом уровня его образования, компетентности, профессиональной квалификации, опыта и результатов служебной деятельности;

9) принимать решения или участвовать в их подготовке и рассмотрении;

10) требовать от руководителя утверждения четко определенных должностных полномочий;

11) защищать свои права и законные интересы, а также обжаловать неправомерные действия должностных лиц в установленном законодательством РА порядке;

12) требовать проведения служебных расследований с целью снятия безосновательных, по мнению служащего, обвинений или подозрений;

13) на пенсионное обеспечение, социальную и правовую защиту со стороны государства, в том числе в предусмотренных законодательством случаях и членов его семьи;

14) на увольнение по собственному желанию в установленном законодательством РА порядке;

15) требовать письменного подтверждения устного распоряжения руководителя в случаях возникновения сомнения о законности данного распоряжения;

16) на объединение в профессиональные союзы;

17) на защиту от преследования со стороны руководителя.

Государственные служащие имеют также и иные установленные законодательством РА права.

Руководители государственных органов обязаны обеспечивать реализацию прав государственного служащего, предусмотренных настоящим Законом.

Статья 9. Конфликт интересов

Конфликт интересов возникает в ситуации, когда решения должностных лиц могут быть подвержены влиянию их личной заинтересованности путем использования преимуществ своих должностных полномочий в продвижении личных интересов. Конфликт интересов приводит к тому, что должностные лица принимают решения, которые не обязательно совпадают с более широкими интересами государства.

Государственный служащий, которому известно о конфликте интересов, должен принимать меры, чтобы не допустить возникновения реального или потенциального конфликта интересов.

При наличии конфликта интересов государственный служащий обязан незамедлительно сообщить об этом непосредственному руководителю, который обязан принять меры по предотвращению негативных последствий конфликта интересов:

– временно отстранить государственного служащего от выполнения обязанностей (реализации функций), в ходе выполнения которых возникает конфликт интересов, либо;

– усилить контроль за выполнением государственным служащим обязанностей, в ходе выполнения которых возникает конфликт интересов.

Статья 10. Этика государственного служащего

Этика государственного служащего – это система норм, устанавливающих и регулирующих правила поведения государственного служащего. Соблюдение этики является обязанностью каждого государственного служащего.

Государственный служащий должен соблюдать следующие основные принципы этики:

– всегда вести себя так, чтобы формировать, сохранять и укреплять веру граждан в адекватность, честность, беспристрастность и эффективность деятельности государственных органов, органов местного самоуправления;

– быть вежливым, корректным, терпеливым, принципиальным, стремиться глубоко разобраться в существе вопроса, уметь выслушать собеседника и понять его позицию, а также взвешивать и аргументировать принимаемые решения; на высокопрофессиональном уровне выполнять возложенные на него обязанности, повышать свой общеобразовательный и профессиональный уровень;

– не принуждать своего подчиненного принимать неправомерные решения или совершать незаконные действия;

– не допускать конфликта интересов в своей деятельности;

– уважительно относиться к обычаям и традициям ;

– не допускать незаконного влияния или воздействия со стороны кого-либо, в том числе иных должностных лиц, независимо от занимаемой ими должности и положения, в свою служебную деятельность.

 

Руководитель государственного органа обязан принимать все меры к предотвращению и пресечению нарушений этики со стороны подчиненных государственных служащих.

Руководитель государственного органа несет ответственность за создание в коллективе рабочей атмосферы, исключающей нарушения этики со стороны подчиненных государственных служащих.

Статья 11. Ограничения, связанные с государственной службой

Государственный служащий не вправе:

1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и творческой деятельности в той мере, в какой она не мешает исполнению основных функциональных обязанностей;

2) заниматься лично предпринимательской деятельностью или использовать свое служебное положение для содействия физическим и юридическим лицам в осуществлении предпринимательской деятельности с получением в обмен за это любых прямых или косвенных выгод для государственного служащего или членов его семьи;

3) быть представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на службе либо который ему непосредственно подчинен или подконтролен;

4) использовать в неслужебных целях государственное имущество, финансовые средства, служебную информацию, подчиненных ему других государственных служащих;

5) получать от третьих лиц вознаграждения в виде подарков, денег и услуг за осуществление действий или бездействия, связанных с исполнением должностных полномочий;

6) участвовать в деятельности политических партий, общественных объединений и религиозных организаций в связи со своей служебной деятельностью и в служебное время; подчинение государственной служебной деятельности партийным программам и решениям запрещается;

7) находиться на государственной службе, связанной с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью лицам, находящимся с ним в близких родственных отношениях (родители, супруг(а), братья, сестры и дети);

8) брать на себя обязательства и давать обещания, связанные с его службой, на которые он не уполномочен;

9) использовать свое служебное положение в целях решения вопросов, которые непосредственно затрагивают личные интересы самого государственного служащего и членов его семьи, а также лиц, являющихся его близкими родственниками.

Установление факта несоблюдения предусмотренных настоящей статьей ограничений является основанием для применения к государственному служащему мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных настоящим Законом.

Государственный служащий после прекращения государственной службы в течение года не может:

– в интересах третьих лиц обращаться по месту своей прежней работы по вопросам, которые входили в его компетенцию;

– действовать от имени какого бы то ни было физического или юридического лица по делам, находящимся в его ведении в период его нахождения на государственной службе, что дало бы дополнительные преимущества этому физическому или юридическому лицу.

Лицу, занимающему административную или политическую государственную должность, запрещается занимать должность руководителя предприятия независимо от формы собственности, а также состоять в органах управления других субъектов предпринимательской деятельности, в которых государство владеет долей (акциями) более 30 процентов.

Продолжение следует….

Реклама

Для размещения рекламы звоните по тел.:
(+7-940) 921-78-75


Погода

Яндекс.Погода

Объявления

По вопросам размещения объявлений на сайте обращайтесь по тел. 921-78-75.


Мы в Facebook