15 апреля 2024 г.
Нужная газета
События. Люди. Комментарии.

19.06.2013

“Единая Абхазия”: уход в оппозицию (Голос России)

Поделиться
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

“Единая Абхазия” не согласна с курсом президента республики Александра Анкваба и уходит в оппозицию. Политические последствия для республики и руководства Абхазии в беседе с обозревателем “Голоса России” Иваном Суховым оценивает политолог Ренат Карчаа.

 

Автор и ведущий – Иван Сухов

Гость в студии:

Ренат Карчаа – политолог

Иван Сухов: Республиканская политическая партия «Единая Абхазия» заявила на днях о своем принципиальном несогласии с курсом, который проводит сегодня президент и правительство Абхазии. Партия заявила о перехода в оппозицию к нынешней власти. Об этом говорится в резолюции ее пятого съезда, который прошел в Сухуме. На съезде присутствовало 330 делегатов. Председателем партии «Единая Абхазия» единогласно избран Даур Тарба. «Единая Абхазия» выдвигала в президенты действующего лидера Абхазии Александра Анкваба, которому теперь выразила недоверие. Впрочем, единого мнения внутри партии по этому поводу нет. Судя по сообщениям из республики, можно говорить скорее о крушении партии, чем о ее переходе в оппозицию. Только в Гульрипшском районе Абхазии из ушедшей в оппозицию партии уже вышло 374 человека, то есть больше, чем было делегатов на съезде, где было объявлено о смене курса. О том, что эти события значат для Абхазии, о политической ситуации в этой республике, о том, какое положение складывается для ее президента Александра Анкваба, мы беседуем с нашим гостем – политологом Ренатом Карчаа.

Правильно ли понимать, что главная партия Абхазии заняла критическую позицию по отношению к абхазскому руководству?

Ренат Карчаа: Я бы воздержался от определения партии под названием «Единая Абхазия» как главной партии Абхазии. Пока Абхазия в плане партийного строительства находится на начальном этапе. Выражаю свою личную точку зрения: партия «Единая Абхазия» изначально являлась в некотором смысле мертворожденным образованием, потому что любая партия является носителем идеологии. Я до сих пор не знаю, о какой идеологии нужно и должно говорить в применении к партии «Единая Абхазия». Если не считать набора неких декларативных документов.

Иван Сухов: Она, наверное, задумывалась как продолжение своей российской «старшей сестры».

Ренат Карчаа: Да, абсолютно точно. Но все-таки бренд «Единая Россия» в свое время формировался из реальных партий, из реального соединения разных брендов. А также в бренд «Единая Россия» закладывалось единство и территориальная целостность России, субъектов Российской Федерации. В этом смысле в слове «единая» можно было бы увидеть некое консолидирующее начало для общества и развить его. Это элемент консолидации общества вокруг какой-то генеральной идеи. Но партия «Единая Абхазия», на мой взгляд, никак себя в этом смысле не проявила. Многое в партии было построено по административному ресурсу. И мне странно слышать о том, что партия «Единая Абхазия» не поддерживает курс президента Абхазии Анкваба и переходит к нему в оппозицию.

Иван Сухов: Хотя выдвигала его на выборы.

Ренат Карчаа: И разочаровалась так за год… Не углядели… Это вызывает, по меньшей мере, улыбку. Во-вторых, не поддерживая чей-то курс, логично было бы поинтересоваться: а какой курс у вас самих, господа? Любая оппозиция должна иметь не просто позицию, но и содержание за этой позицией. Здесь масса вопросов. На мой взгляд, со стороны партии это несколько карикатурный шаг. Я думаю, что эта партия обречена. Хотя с точки зрения звонка нынешней власти это событие надо воспринимать. Все-таки на съезде присутствовало 330 делегатов. Соответственно, эти люди являются носителями критического настроения в обществе. И об этом стоит подумать. Что побудило нынешних лидеров этой партии сделать такие заявления, я примерно понимаю. Это бывшие чиновники, оставшиеся ныне не у дел, и в этой ситуации можно идти на любые шаги. А что касается людей, которые голосовали за предложенный им вариант будущего позиционирования партии, на это я бы обратил внимание более глубоко.

Иван Сухов: То есть вам не кажется, что это только аппаратный протест?

Ренат Карчаа: Да, по нынешним лидерам партии мне ситуация более-менее понятна.

Иван Сухов: У меня возникает впечатление, в том числе от поездок в Абхазию, что протест начал накапливаться еще при Сергее Багапше — в том числе потому, что через некоторое время после избрания его президентом в 2005 году многое из того, что они хотели изменить, когда шли на выборы, просто пережило переиздание и благополучно существует при новой команде. И после того, как сложилась трагическая ситуация с необходимостью досрочных выборов после смерти Багапша, у Анкваба был шанс эти вещи снова выправить. Означает ли этот звонок со стороны «Единой Абхазии, что за прошедшие с момента его победы на выборах годы и месяцы Анкваб с этой задачей справился не полностью?

Ренат Карчаа: Я воздержался бы от прямых оценок. В этой связи я бы хотел обозначить три аспекта. Аспект первый: когда у нас есть намерение начертить некий график, мы задаем систему координат. Мы определяем то, что называется областью определения функций. И функции бывают линейными только в математике. Социальные функции никогда линейными не бывают. Надо себя готовить к тому, что будут и взлеты, и падения. И к этому надо относиться спокойно. Есть такое понятие в математике – асимптоты. Это те значения, к которым график будет стремиться, но никогда не достигнет. То есть это запретная зона, некая красная черта. В этом смысле я могу констатировать следующее, откуда, мне кажется, проистекает недовольство, накопление критической массы. Отсутствие четко сформулированных правил всегда вызывает напряжение, потому что ведет к беспределу. Здесь проблема очень серьезная. И есть еще одна вещь, на которую я бы обратил особое внимание. Функция подавления в государственных машинах осуществляется силами силовых и фискальных структур. А когда эффективность деятельности силовых структур стремится к нулю, тогда возникает вопрос – как регулировать? Остается только один механизм – механизм общественный. Таким образом мы подходим к теме идеологии. Вот тут могут быть выдвинуты на авансцену политические партии. Но их нет. В результате возникает тема: а давайте со всеми договоримся по-хорошему. По-хорошему – это как?

В абхазском обществе в формате «за столом» понимание того, что такое хорошо и что такое плохо, существует, ничего не выветрилось. Но вот когда мы в общественном ключе начинаем говорить о том, что надо бы со всеми по-хорошему, я отвечаю: я не смогу по-хорошему с наркоманом, с разбойником, насильником, казнокрадом и т.д. Пока общество, наконец, не начнет цементироваться в понимании того, что с этим по-хорошему нельзя, – ничего позитивного это общество не ждет.

Иван Сухов: Вам не кажется, что этот партийный демарш в какой-то степени ответ части общества на попытку Анкваба определить, что такое хорошо и что такое плохо? В действия ввести правила, оживить институты и обозначить ту область, с которой по-хорошему нельзя? Ведь всегда, когда в систему, погруженную в хаос, приходят правила, система начинает сопротивляться. Правильно ли понимать, что демарш «Единой Абхазии» – это такое сопротивление хаоса?

Ренат Карчаа: Я не сомневаюсь в том, что Анкваб хочет блага Абхазии, что внутренне нацелен на движение в этом направлении. Но люди часто не понимают, о чем думает президент. То, о чем думает Анкваб в сфере идеологии, надо пропагандировать, и пропагандировать правильно. Вот этим Анкваб не занимается вообще. Я имею в виду тех людей, которые занимают определенные посты и по долгу службы должны этим заниматься.

Иван Сухов: Но это в том числе и его стиль индивидуальный – тот же, в рамках которого он пытается говорить с большой аудиторией без микрофона – чтобы слушали и слышали.

Ренат Карчаа: Да, это стиль. Мне в этом стиле тоже многое непонятно. Но если вы начинаете критиковать, будьте любезны тут же предлагать свою модель решения той или иной проблемы. И не на уровне бессодержательных разговоров. Когда эффективность работы силовой машины вызывает очень серьезные вопросы, есть только один путь регулирования общественных процессов. Если общество не зацементируется вокруг определенных ценностей, криминал в Абхазии не победить.
Читать полностью: http://rus.ruvr.ru/radio_broadcast/105211019/222392616/

Реклама

Для размещения рекламы звоните по тел.:
(+7-940) 921-78-75


Погода

Яндекс.Погода

Объявления


Action Against Hunger, в рамках проекта «Улучшение водоснабжения и санитарно-гигиенических условий в школах Абхазии», финансируемого UNICEF, намерена заключить контракты с компаниями, специализирующимися на восстановлении/строительстве систем водоснабжения и канализации, для выполнения работ в школах, расположенных в следующих районах:

1. Средняя школа села Бчара, Галского района
2. Средняя школа села Таглан, Галского района
3. Сухумская средняя школа №7
4. Средняя школа села Галхуч №2, Ткуарчалского района
5. Средняя школа села Кындыг, Очамчирского района (далее…)

По вопросам размещения объявлений на сайте обращайтесь по тел. 921-78-75.


Мы в Facebook