15 ноября 2018 г.
Нужная газета
События. Люди. Комментарии.
"Нужная газета " > Новости > Мнение > От Эшеры до Сухума мы проложим молокопровод
31.03.2015

От Эшеры до Сухума мы проложим молокопровод

Поделиться в социальных сетях:

11101293_631844300250141_778860151_n Премьер-министру А. Миквабия, министру сельского хозяйства Р. Отырба, министру по курортам и туризму А. Гарцкия.

В последнее время выше названные министерства и ведомства интенсивно изучают возможности развития Республики в связи, с чем мне бы хотелось поделиться некоторыми соображениями. Во главе угла вопрос комплексного развития производственных сил, особенно сельского хозяйства и животноводства, а также их переработки в конечную продукцию. Не менее важным является развитие туризма курортной формы отдыха. В связи, с чем мне, как бывшему работнику туризма и хорошо знающему территорию Абхазии хотелось бы поделиться некоторыми соображениями.

Исходя из недавнего выступления Президента, где он предлагает не распылять без того ограниченные возможности диверсификацией, а сосредоточиться на нескольких жизненно важных объектах. И я хотел бы предложить один конкретный план по развитию животноводства. В центре села Эшера огромные территории заняты лесом, состоящим из древесно-кустарных пород. В основном ольхи, что дает право выкорчевать лес и создать пастбища. Близость моря, обилие тепла и влаги создают круглогодично вегетационный период – идеально для выращивания, как в естественных, так и в искусственных условиях кормовых культур. Что если здесь организовать хотя бы для начала одну животноводческую ферму на 100 голов дойных коров с полным циклом производства молочных продуктов. Проложить молокопровод через Гумисту от Эшеры до Нового района всего около 3-4 км. и парное молоко детям и пожилым людям. Одним словом мы в центре села Эшера создадим главный аграрный пункт для молочной фермы. А дальше, куда пойдет маршрут движения скота по сезонам года? По прямой к Эшерскому плато на территорию дачников. Здесь много равнинных участков, которые можно превратить в пастбища. Здесь мы организуем второй временный аграрный пункт. Далее дорога пойдет к Ново-Афонской горе на высоту высота 1300м, которую не случайно наши предки назвали «Коровий желудок».

Ново-Афонский хребет соединяется со скалистыми и бугристыми горами горного массива Заширбара и Аруанта, которые соединяет Верхнюю Эшеру со склоном Бзыбского хребта. Урочище Заширбара и Аруанта огромная горная страна, покрытая дремучими лесами, состоящими из каштана, липы, бука ценных древесных пород. Но есть там и граб, и ольха. Здесь очень много пологих и ровных участков, где можно создать пастбища. На высоте от 500-1500 м. климатические условия очень благоприятны для животноводства. Много здесь таких удобных участков, где можно заложить плантации орехоплодных культур (грецкого ореха, пекана). Пользуясь случаем, хочу подчеркнуть, что будь моя власть я вообще превратил – бы Абхазию в ореховую республику с эмблемой орехового листа на флаге. Горные породы на этой территории в основном состоят из известняка, следовательно, здесь карстовые пещеры, воронки, провалы, каньоны, родники и много других природных изюминок привлекающих туристов. А самое главное дорогу можно проложить во многих участках, по гребню горы, а это хороший обзор. И так мы подошли к Бзыбскому хребту и нам его нам не преодолеть, чтобы оказаться в обширной межгорной долине покрытой сплошь лесом и на высоте от 700 до1500 м. В селе Псху могли бы проживать до 10 тысяч постоянных жителей. Здесь также огромные территории пригодные под пастбища, как для крупного, так и для мелкого рогатого скота. Дорога туда идет через перевалы Ачандарский и Сухумский-Доу труднодоступные по сезонам года отнимающие много времени. А что если проложить тоннель? На отдельных участках ширина горного массива от 2-3 км. Возникает проблема, во что обойдется строительство тоннеля. Сегодня имеются такие агрегаты, которые за сутки пробивают в горной породе проход до 30 метров. Если обратится к гражданам Абхазии с просьбой собрать нужные деньги, то я уверен, что соберут в считанные дни. Я считаю, что вообще Транскавказская шоссейная дорога должна проходить именно по этому маршруту. Санчар – Дамхурс здесь также можно проложить тоннель. Кавказский хребет на много уже чем на Клухорском и Марухском перевалах. Главное преимущество данного маршрута перед Кодорским, отсутствие лавинных участков. И вообще сейчас модно строить дороги не по долинам рек, а по гребням гор, если они средневысотные. Нынешняя строительная техника это позволяет. Следует здесь еще раз подчеркнуть, какую роль сыграла бы дорога в плане освоения природных ресурсов края. Полезных ископаемых, лесных богатств. А какой был бы подарок пчеловодам, здесь так много медоносов.

Здесь мы вспомним об упущенном и немного поговорим о туризме, статье дающей чистый доход и прибыль без расходов на производство и сырье. То, что в Абхазии рай, для туризма – нет спору. Здесь десятки разработанных турмаршрутов, к сожалению ни один сегодня не работает. У меня на этот счет есть своя изюминка, предложение.Предлагаемый мною маршрут проходит через Сухум, Верхнюю Эшеру, Ново-Афонский хребет, Заширбара, Аруанта, Бзыбский хребет, Псху, Ауадхара, Дамхуру, Кардавачские озера, Мзымта, Красная Поляна. Так как сегодня в мире нет второго равного Сочинскому району по количеству отдыхающих в домах отдыха и турбазах, а экскурсионные и туристические маршруты проходят через Абхазию, то предлагаемый мной туристический маршрут станет одним из самых популярнейших и массово посещаемых на всем Земном Шаре. Еще один момент. При Советской власти Абхазский Областной совет по туризму и экскурсиями занимался изучением возможности строительства Высокогорной лыжной базы на Ново-Афонской горе, находящейся всего в 25 км. от Сухума. На его северных склонах снег может лежать 7 месяцев в году, великолепная панорама – вся Абхазия, «как на ладони». Однажды тогдашний председатель Облсовета Нури Акаба вызвал меня и дал поручение найти подрядчика, который построил бы нам высокогорную лыжную базу. Туризм наш тогда имел большие доходы, а осваивать эти доходы мы не имели возможности по причине отсутствия производственных мощностей. Объездил весь Северный Кавказ, но никто не согласился строить без разрешения центрального Совпрофа и Тбилиси и чистую прибыль в конце года отбирали. Такие явления имеют место и сейчас, к сожалению “мотыжники и лаптежники не могут осваивать крупные суммы шансовым инструментом. Чтобы строить дома нужно построить домостроительный комбинат. Финансовые структуры заинтересованы, чтоб деньги находились в обороте. И тут на выручку приходят всякие аферисты, которые всеми правдами и не правдами берут деньги и тратят их не по назначению. Я предлагаю создать акционерное общество с участием частного и государственного капитала, чтоб разумно тратились деньги. Предлагаемые мною проекты были бы рентабельны и быстро окупались бы. Исходя из выше изложенного, предлагаю незамедлительно организовать экспедицию на вертолете, а также пешеходную. Включить в нее специалистов разных профилей.

Рудольф Барганджия, бывший директор сухумского клуба туристов, старший научный сотрудник института сельского хозяйства.

Реклама

Для размещения рекламы звоните по тел. : (+7-940) 921-78-75