Недавно парламент дал согласие на приватизацию оздоровительной базы в ДГТФ в Цандрипше, которая оценена в 20 млн. рублей. Цена смешная и все понимают, что на самом деле речь идет о скрытой продаже земли.Может ли распродажа земли улучшить экономическую ситуацию в стране? Об этом размышляет директор Центра инновационных технологий Беслан Кобахия.
– Если коротко отвечать, то конечно никакая продажа не может ничего изменить. Продажа – это разовое мероприятие, причем никак не оговорены сроки и масштабы инвестиций в данный объект. По факту речь идет не о продаже земли, так как это не разрешено законами Абхазии, а о продаже объекта. И сама эта ситуация является яркой иллюстрацией несовершенства нашей управленческой системы. Что я имею ввиду?
Первое. Парламент принимает специальный Закон по одному конкретному предприятию. Мне кажется это порочная практика, которая несет в себе множество коррупционных рисков.
Второе. Нет совершенно четких параметров инвестиций и сроков их вложения со стороны покупателя.
Третье. Непонятны выгоды от этой сделки для страны. То есть, нет совершенно точных просчитанных и публично озвученных цифр.
Четвертое. Непонятно, в рамках какой стратегии принимается такое решение, так как в моем понимании сначала должна быть определена стратегия развития Абхазии, в рамках которой необходимо принятие ежегодного плана приватизации, утверждаемого парламентом страны.
Пятое. Парламент, в моем понимании, не должен определять цену продажи того или иного объекта. Парламент должен утвердить нормативные акты, которые регулировали бы просчет цены того или иного объекта Комитетом по приватизации Абхазии.
Шестое. В обязательном порядке подобные сделки должны проводится на конкурентной основе. В случае, если нет конкуренции, подобные сделки нужно откладывать и назначать новые тендеры, конкурсы или аукционы. То есть, вся эта работа должна вестись планомерно, формируя повестку на год вперед с широкой гласностью данного процесса, чтобы возможные инвесторы или покупатели имели время подготовиться.
В свое время мною были сделаны соответствующие предложения по организации специального органа, который занимался бы привлечением инвестиций в Абхазию. Причем это было не голое предложение, а абсолютно четко сформулированный проект, с просчетами его возможного внебюджетного финансирования с привлечением специалистов мирового уровня. Ответа, к сожалению, не последовало.
В целом, у нас большие проблемы в управленческой системе страны. Система давно устарела, является громоздкой, неповоротливой и абсолютно непрозрачной, что постоянно приводит к самым разным негативным ситуациям. Достаточно вспомнить недавнюю историю опубликования книги академика Куправа. Не комментируя саму книгу (так как не читал), хочу отметить, что при принятии решения о ее публиковании и финансировании были соблюдены все необходимые громоздкие процедуры, однако, была совершена ошибка. И самое интересное, что ни один человек, который так или иначе подписывал разные документы на ее публикацию, ее не прочитал. И никаких выводов из происшедшего пока не сделано.
Речь не идет о наказании виновных в допущении этого ляпа, хотя, наверное это тоже было бы не лишним. Проблема заключается в том, что сама процедура издания и финансирования книг в Абхазии остается без изменений. И так во всем. Реформ требует вся система управления в стране. Реформ требует экономика Абхазии. Реформы требуются и в политической системе государства, так как мы до сих пор не можем четко определить, какая же у нас все-таки республика – президентская, президентско-парламентская или парламентская, так как существующая в стране система отношений между различными ветвями власти не дает ответа на этот вопрос. Конечно, наше общество надеялось на то, что нынешнее руководство страны готово к переменам. Но, к сожалению, последнее интервью президента в апреле текущего года не оставляет никаких надежд. В нем президент прямо говорит о том, что реформ не будет, так как, по его мнению, страна и народ не готовы к реформам. Вы знаете, мне трудно это комментировать. Мне трудно это понять. Что значит, что страна и народ не готовы? А когда они будут готовы и что, нужно сделать, чтобы они были готовы? Мне кажется, такая позиция ставит в сложное положение тех людей, которые поддержали президента во время последних президентских выборов, именно потому что основными лозунгами идущих к власти были как раз реформы во всех областях жизни.
За 20 лет нам не удалось построить самодостаточную и устойчиво развивающуюся страну. Между тем, период наибольшего благопрятствования для Абхазии закончился. Начинается обычная жизнь и страна должна бороться за свое развитие, за инвестиции. Но для того, чтобы страна стала инвестиционно привлекательной, нужны серьезные реформы. И есть полное понимание того, что нужно делать. Причем пошагово. Не буду перечислять здесь всего, так как есть множество публикаций на эту тему, как моих, так и многих других политиков и специалистов Абхазии. К сожалению, власти предпочитают этого не замечать. Возможно, я не прав.
Возможно, что у власти, есть некий план развития Абхазии, развития ее государственности. Тогда, может, настало время озвучить его населению страны, чтобы убедится в том, что впереди нас ждет не прозябание и утрата государственности, а процветание и развитие.
Буду только рад узнать, что у нас все хорошо и что мы двигаемся в правильном направлении.