24 февраля 2018 г.
Нужная газета
События. Люди. Комментарии.
"Нужная газета " > Новости > Выборы > Экспертный фонд «Айнар» ответил на комментарии предвыборного штаба по Общественно-политическому договору
19.08.2014

Экспертный фонд «Айнар» ответил на комментарии предвыборного штаба по Общественно-политическому договору

Поделиться в социальных сетях:

25045_351433211621833_756259566_n

 

18 августа в пресс-клубе «АРСМИРА» журналисты и представители экспертного фонда «Айнар» размышляли о том, может ли считаться подписанным кандидатом Бжания «Общественно-политический договор», если кандидат согласился только с двумя пунктами в договоре и приложил к договору девять предложений и вопросов.
Напомним, что за неделю до этого договор подписали кандидаты в президенты — Рауль Хаджимба, Мираб Кишмария, Леонид Дзапшба.

Предложения от кандидата в президенты А.Бжания и ПП «Амцахара» и ответы Фонда экспертного содействия «Аинар» (ФЭС).

Аслан Бжания: Налицо противоречие в тексте: «положения настоящего Договора не предполагают навязывание кандидатам в Президенты Республики Абхазия персонифицированного догматического видения развития РА, не ставят жестких рамок и никоим образом не ограничивают конституционные полномочия вновь избранного Президента…», при этом авторы договора указывают «безусловную обязанность кандидата в Президенты Республики Абхазия реализовать все положения настоящего Договора и следовать им в течение всего срока исполнения полномочий Президента РА …». При этом необходимо отметить, что обязанности Президента РА четко изложены в Конституции РА.

ФЭС «Аинар»: Согласно статьи 2 Конституции Республики Абхазия «Народовластие – основа государственной власти в Республике Абхазия. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Республике Абхазия является ее народ – граждане Республики Абхазия. Народ осуществляет свою власть непосредственно или через своих представителей». Соответственно народ (граждане Республики Абхазия) вправе через своих представителей (в данном случае общественные организации, публично поддержавшие договор) выдвинуть определенные требования к кандидатам на высший государственный пост страны, в том числе и в качестве одного из условий наделения в последующем одного из них конституционными полномочиями Президента Республики Абхазия.
Кроме того, из контекста была вырвана важная фраза: «Вместе с тем, положения настоящего Договора отражают первостепенные, безоговорочно необходимые шаги – выполнение которых обязательно для главы абхазского государства, в независимости от его политических, идеологических, социально-экономических и других взглядов». Т.е. положения закладывают лишь определенные основы, базовые ценности и ориентиры развития абхазского государства, наиболее актуальные общественные идеи и инициативы. Конкретные направления, методики и программы развития, будущий Президент и его команда должны определять самостоятельно. Пункт 2 статьи 53 Конституции гласит, что Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики. Но это не означает, что он вправе делать это без учета или игнорируя мнение людей, которые наделили его властью. Президент – представитель народа и его наемный служащий, а не монарх — самодержец.

А.Б.: Какова ответственность за неисполнение данного «Договора»?
ФЭС «Аинар»: Данный общественно-политический договор не нуждается в закреплении каких-либо юридических мер ответственности. Сущность и смысл договора предполагают публичное обещание кандидата в Президенты послужить своей Родине, своему Народу и выполнить, с помощью команды профессионалов-управленцев, закрепленные в договоре обязательства. В случае неисполнения данного договора в целом или грубого неисполнения отдельных его пунктов, вновь избранный Президент, подписавший данный договор, рискует утратить важнейшую составляющую власти в демократическом обществе – политическую легитимность. Какие угрозы несет утрата легитимности, известно. Кроме этого, с морально-этической точки зрения, человек, не выполняющий свои обещания перед Народом, не достоин возглавлять государство и считаться лидером нации, что дает Народу право требовать его отставки.

А.Б: Все предлагаемые сроки выполнения положений, установленные общественно-политическим договором, должны быть основаны на результатах проведенного микро- и макроэкономического анализа экономики страны, а также составленных на его основе программ развития. Установленные же в данном «Договоре» сроки вызывают сомнения в том, что они опираются на какое-либо экономическое обоснование.
ФЭС «Аинар»: При наличии политической воли, мобилизации финансовых и кадровых ресурсов, эффективного управления и администрирования (т.е. всего того, что должно быть в успешном государстве) , заявленные сроки более чем реальны. При определении сроков, мы исходили из необходимости скорейшего преодоления кризиса. Кроме того, многие положения Договора, направлены на осуществление ряда мероприятий в различных сферах жизнедеятельности государства, что, как раз и создаст предпосылки для проведения надлежащего микро- и макроэкономического анализа экономики страны, а также составления на его основе программ, что является обязательным условием развития нации, общества и государства.

А.Б: Морально-нравственные устои таковыми являются по сути и по содержанию и не могут быть предметом правового регулирования.
ФЭС «Аинар»: Разумеется, морально-нравственные устои не могут регулироваться правовыми нормами, хотя бы потому, что они фундаментальны, соответственно, по своей значимости выше постоянно корректируемых правовых норм. В данном пункте имелась ввиду кодификация не в юридико-правовом смысле, а в общетеоретическом, т.е. обобщение и систематизация правил поведения, традиционно присущих абхазскому обществу, в целях формирования единого свода обычаев, нравов и ценностей, по примеру использующихся в настоящее время древнеяпонского кодекса самурайской этики «Бусидо» и этико-философского учения Конфуция.

А.Б: Часть положений, которые «Договор» обязывает кандидата в Президенты выполнить, не входит в полномочия Президента Республики Абхазия вообще. Так, в соответствии с Конституцией РА «принятие законов» РА является компетенцией Парламента РА, т.е. полномочия Президента РА не позволят ему, например, «до 1 января 2015 года разработать проект и принять закон, предусматривающий уголовную ответственность за умышленное искажение статистических показателей, на основе которых формируются государственные программы и анализируется эффективность государственного управления».
Ответ ФЭС «Аинар»: Президент, в силу характера своей должности, имеющихся политико-правовых механизмов и соответствующих полномочий, в состоянии обеспечить «разработку и принятие данного закона» к 1 января 2015 года, иными словами, Президент не непосредственный исполнитель, а постановщик задач и контролер их исполнения. И он вправе инициировать создание любого законопроекта и вынести его на рассмотрение в Парламент.
А.Б: Вызывает вопрос, что в положении №5 (Государственное имущество) данного «Договора» подразумевается под «несправедливо» приватизированными богатствами? Какие критерии будут положены в основу измерения «справедливости»?
Ответ ФЭС «Аинар»: Справедливость, категория морально-нравственная. Применительно к процессу распределения национальных богатств, оно предполагает учет в равной мере интересов всех граждан. Поскольку национальные богатства принадлежат всему народу и в случае разгосударствления, они должны быть распределены между всеми гражданами в равной доле.

А.Б: В практике зарубежных стран не наблюдалось объявление страны «экологичным государством». Возникает вопрос, что именно данное «объявление» под собой подразумевает? И в какие именно статьи Конституции РА авторы данного «Общественно-политического договора» считают необходимым «внести соответствующие изменения»?

Ответ ФЭС «Аинар»:
Конституция 2007 года определяет Черногорию как независимое суверенное государство с республиканской формой правления. Черногория является гражданским, демократическим, экологическим государством, основанным на принципе социальной справедливости и верховенстве закона.
Все когда-нибудь происходит впервые, и первыми снимают сливки с инновационных процессов самые продвинутые общества. Экологичность и принципы устойчивого развития описаны в материалах Рио-92 и Рио +20. При реализации любых экономических проектов, они должны рассматриваться через призму не только экономической целесообразности, но и экологической безопасности. Это обусловлено тем, что мы обязаны оставить своим будущим поколениям то количество природных ресурсов, которое осталось нам от наших предков. К сожалению, нынешний политический эстеблишмент не видит никакой возможности реанимировать экономику, кроме как разрешив нефтедобычу в стране, даже не обсудив этот судьбоносный вопрос с народом. Но дело в том, что ввязываться в нефтедобычу без собственной команды специалистов разных профилей, которые смогли бы отстаивать интересы нашей страны в этом процессе, и без признания международным сообществом Абхазии, в качестве субъекта международного права – это авантюра. В любом случае, такие решения должны приниматься народом. Как это происходило в Финляндии с «Северным Потоком». Специалисты разных направлений высказали все за и против, провели теледебаты, обсуждения в интернете, после чего народ принял решение по этому вопросу.

А.Б:.В пункте №10 (Армия и оборона) «Договора» предполагается «установление уголовной ответственности за незаконное присвоение и использование такого статуса». Данное преступление уже урегулировано действующим законодательством РА и трактуется Уголовным Кодексом РА как «мошенничество».
Ответ ФЭС «Аинар»: Из Статьи 156 УК РА «Мошенничество» явно не вытекает возможность привлечения к ответственности за незаконное присвоение и использование статуса ветерана и инвалида Отечественной войны народа Абхазии 1992-1993 гг., о чем и свидетельствует правоприменительная практика.

9. Пункт №1(положения 1 и 2), касающийся государственного суверенитета Абхазии и пункт №14 предлагаемого документа нами одобряются безусловно и без каких-либо комментариев и поправок.
Ответ ФЭС «Аинар»: Без комментариев

Реклама

Для размещения рекламы звоните по тел. : (+7-940) 921-78-75