19 сентября 2024 г.
Нужная газета
События. Люди. Комментарии.

17.06.2014

Фемида открой глазки или правосудие по-абхазски

Поделиться
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Об имущественных историях не писала давно. И вовсе не потому, что с ними в моем родном государстве покончено раз и навсегда. Попросту писать о каждой в отдельности не представляется возможным. На это потребуются годы и не одна тысяча печатных страниц. Но даже если судить по тем, что описаны различными изданиями за все послевоенные годы, схем отъемов жилья, коммерческих объектов, имущества, придумано и воплощено в жизнь такое множество, что позавидовал бы сам великий махинатор.

И вроде бы придумать еще одну схему, ранее никем не апробированную уже давно нет никакой возможности. Но даже в случае если полет бурной фантазии махинаторов придумает новый способ, на страже прав граждан страны стоит Фемида, та самая, что ставит во главу всего Закон. Но абхазская богиня правосудия, как показывает практика, довольно часто оказывается слепа, глуха и нема для тех, кто вынужден искать у нее защиты. А в это время отъем всего что возможно – успешно продолжается.
И дело тут даже не в слабой законодательной базе, четко регламентирующей всякого рода имущественные отношения. В случае возникновения проблем последнее слово за абхазской Фемидой, которая зачастую этот самый Закон трактует по-разному. Иногда по одному тому же случаю. Как пример приведу свежую историю. Не жилищную, но от того не менее «увлекательную». В ней абхазская богиня правосудия одну и ту же экспертизу трактует по-разному, вернее абсолютно противоположно. В одном деле, подписи признанные экспертами подложными, суд отменил целый ряд правоустанавливающих документов и саму юридическую сделку. В другом деле, выводы этой же экспертизы не были приняты во внимание вовсе. Но обо всем по порядку.
В сентябре прошлого года суд города Сухум рассматривал дело Веры Блиновой о признании недействительной ничтожной сделки. Речь идет о супруге бывшего депутата парламента, небезызвестного Павла Лещука. Избегая юридических терминов, поясню, что речь шла об уставном капитале ООО «Диптон Си», учредителями которого были Вера Блинова, Юрий Ардзинба и компания «Диптон Энтерпрайзес Лимитед». В сложных хитросплетениях фирмы, работавшей в Абхазии не один год нелегко разобраться, но тот факт, что между учредителями уже довольно долгое время идет судебная тяжба, говорит о многом. Дабы не утомлять подробностями уточню, что цель судебного разбирательства – признать договоры недействительными на том основании, что учредитель Вера Блинова их не подписывала. Выяснить это удалось с помощью научно-исследовательского института судебных экспертиз Абхазии, куда было направлено 5 документов. Вывод экспертов однозначный – подписи во всех представленных документах выполнены не Блиновой, а другим лицом.
Эти данные почерковедческой экспертизы легли в основу решения Сухумского городского суда от 5 сентября 2013 года, согласно которому три документа были признаны не соответствующими закону и, следовательно, недействительными. Почему только три, а не все пять вопрос, безусловно, интересный. Но как говорится – имеем то, что имеем. А именно решение суда только по трем эпизодам. На основании решения суда все выше обозначенные сделки были исключены из единого государственного реестра юридических лиц Абхазии.
История на этом не закончилась, т.к. осталось еще два документа, которые также как и предыдущие три, необходимо было признать недействительными. Тем более что веское основание для этого было. Как следствие, один из учредителей компании Юрий Ардзинба подает в тот же Сухумский городской суд для признания и остальных документов недействительными. Но не тут-то было.
Судья Чагава, в производство которого попало данное дело, вынес, мягко говоря, весьма странное решение. Документы не были признаны недействительными. Более того, судья Чагава выводы почерковедческой экспертизы, расшифровавшей каждый признак расхождения с подлинной подписью Блиновой иллюстрировано, посчитал не имеющими значения. Решение пестрит такими выводами как: «по логике вещей Блинова передав имущество, не могла не подписать договор…» «при таких обстоятельствах наличие подлинной подписи не имеет никакого значения…». Местонахождение акта с подлинной подписью Блиновой, на взгляд судьи Чагава, также не имеет значения всего лишь из-за того, что «учинить подпись гражданка Блинова готова в любое время». И это не смотря на выводы экспертизы о том, что в правоустанавливающих документах, стоит подпись не учредителя Блиновой, а другого неизвестного лица. Ссылку истца на выводы экспертизы, суд также посчитал не имеющими значения и не являющимися основанием для признания недействительности сделки.
16 листов решения пестрят ссылками на различные законодательные акты Абхазии, которые в данном конкретном случае к делу никакого отношения не имеют. Приведу пример.
Судья Чагава ссылается на часть 4 статьи 7 закона «Об иностранных инвестициях», в которой говорится о том, что иностранные инвестиции в Абхазии национализации не подлежат. Национализация – это изъятие государством объекта для своих нужд с выплатой компенсации. Какое отношение имеет национализация к признанию недействительной сделки?! Вроде бы государство не претендует на данное имущество. Или судья Чагава располагает другой информацией?
Да и вообще, многостраничный документ наполнен множеством несоответствий. Взять хотя бы ссылку на статью 439 Гражданского кодекса. В ней приводится общее требование к договорам, в частности речь идет о добровольном порядке расторжения договора. О каком добровольном расторжении договора со стороны истца может идти речь, если дело уже в суде и эксперты признали подпись одного из участников договора недействительной?!
Часть 1 статьи 421 все того же ГК, на которую ссылается судья Чагава, гласит, что договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. О каких существенных условиях идет речь, если в договоре нет подписи учредителя Веры Блиновой?!
Статья 9 Закона Абхазии «Об оценочной стоимости» оговаривает обязательную процедуру при внесении имущества в уставный фонд юридического лица. На фоне действующего закона удручающе выглядит мнение судьи Чагава, который считает, что отсутствие экспертной оценки (напомню, обязательной процедуры) не свидетельствует о нарушении закона. Как пояснение этого «не намеренного нарушения» закона он приводит ссылку на статью 61 Гражданского Кодекса страны. В ней речь идет о ликвидации юридического лица. Связь между отсутствием обязательной экспертной оценкой и ликвидацией юридического лица проследить невозможно. Тем более, когда ее нет. А таких противоречий в решении великое множество. Как никак 16 листов.
Вот так история. Одну и ту же экспертизу двое вершителей правосудия трактуют по-разному. В одном случае сделки признаны незаконными, в другом действительными. Мотивация у двух представителей одного судебного органа разная, ссылки на законодательные акты республики тоже. Экспертиза одна.
Вот вам история правосудия по-абхазски. Таких в нашей стране отнюдь не единицы. И тут явно встает вопрос о зоне ответственности, тех, кто призван вершить правосудие. Не по понятиям, не по желанию, а по закону.
В нашей стране есть закон «Об органах судейского сообщества». В этот орган входит Собрание судей, Совет судей и Квалификационная коллегия судей. Согласитесь, довольно внушительный состав профессиональных юристов. Так вот, квалификационная коллегия судей является особым органом судейского сообщества, наделенным государством властными полномочиями в отношении судей. Именно это сообщество в случае установления поступка умаляющего авторитет судебной власти, имеет право прекратить полномочия судьи. Для этого достаточно обращение в коллегию любого дееспособного гражданина Абхазии. Осталось выяснить, кто из граждан страны обратиться в этот орган, дабы «усмирить» служителя Фемиды, вершащего правосудие не по закону страны. Закону, который един для всех без исключения.

P.S. Наша страна, как говорят часто в последнее время, на пороге больших перемен. Изменению подвергнется все и вся. Хочется надеяться, что, выметая из «прежней жизни» все незаконное, неправильное, неабхазское, недемократическое, настанет время перемен и для судебной ветви власти. И Фемида все же сумеет открыть глазки и взглянуть на многолетнюю жизнь, в которой позволяла себе роскошь – жить не по Закону и заповедям маленькой Страны Души.

Низфа Аршба


Реклама

Для размещения рекламы звоните по тел.:
(+7-940) 921-78-75


Погода

Яндекс.Погода

Объявления

По вопросам размещения объявлений на сайте обращайтесь по тел. 921-78-75.


Мы в Facebook