20 июля 2019 г.
Нужная газета
События. Люди. Комментарии.
20.02.2014

Страсти по залежалому проекту

Поделиться в социальных сетях:

Одной из резонансных тем, обсуждаемых в последнее время в обществе, является реформа Конституции и кризис, разразившийся в этой связи в Парламенте. В средствах массовой информации мы наблюдаем бурную полемику по этим вопросам, происходящую между представителями власти, оппозиции и экспертного сообщества.
Хочу подчеркнуть, что необходимость реформы назрела давно, и этот вопрос не вызывает у меня возражений.
Вместе с тем, этот процесс необходимо осуществлять основательно, отставив в сторону политическую конъюнктуру, и в строгом соответствии с действующим законодательством.
На начальной стадии появления законопроекта о поправке к Конституции Республики Абхазия я неоднократно выступала в прессе, высказывая критические замечания относительно сути законопроекта и процедуры его рассмотрения Парламентом.
Как известно, после принятия этого законопроекта в двух чтениях, о нем надолго забыли, пока он вновь не всплыл по прошествии трех лет. Видимо, в этом кто-то увидел целесообразность. Не хотелось бы затрагивать политическую суть проблемы, по этому вопросу было уже достаточно много сказано. Однако считаю целесообразным осветить историю и процедуру рассмотрения и принятия упомянутого законопроекта.
Проект Конституционного закона Республики Абхазия о поправке к Конституции Республики Абхазия «О судебной власти и новом порядке внесения поправок и пересмотре Конституции Республики Абхазия» был вынесен на рассмотрение Парламента Республики Абхазия в третьем чтении 30 января 2014 года.
Он представляется в качестве законопроекта Президента Республики Абхазия С. В. Багапш, внесенного в Парламент в качестве законодательной инициативы еще 29 декабря 2008 г. (регистрационный № 146-IV). Следует подчеркнуть, что объем представленных тогда Президентом поправок, когда из семи глав Конституции четыре (главы 3, 4, 5, 7) предлагались в новой редакции, фактически представлял собой пересмотр Основного закона.
В тот период депутаты приняли решение не рассматривать поправки к Конституции в объеме, предложенном Президентом, а остановиться на главе 7 Конституции. На самом же деле Парламент должен был официально вернуть законопроект его инициатору, как того требует Конституционный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Республики Абхазия» и регламент Народного Собрания-Парламента Республики Абхазия.
Однако Парламент вместо этого разработал другой законопроект путем вычленения из законопроекта Президента отдельных поправок, вынес его в качестве законодательной инициативы Президента на заседание сессии 26 июня 2009 г. и принял в первом чтении.
В данном случае речь идет о полном игнорировании Парламентом своего регламента, согласно ст. 99 которого «текст законопроекта, внесенного для рассмотрения в первом чтении, должен соответствовать тексту законопроекта на стадии законодательной инициативы».
Но законопроект в той редакции, в которой он был принят в первом чтении, Президентом не представлялся. Парламент, в свою очередь не имел права на основе отдельных поправок, «выдернутых» из законопроекта Президента, самостоятельно разрабатывать новый законопроект и принимать его как якобы президентский.
То есть, можно говорить, даже не вдаваясь в содержание законопроекта, о том, что его появление было не правомерно.
Следующее, на что хотелось бы обратить внимание, – это то, что вышеупомянутый законопроект не соответствует требованиям, предъявляемым Конституционным законом «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Республики Абхазия» к предложению о поправке к Конституции Республики Абхазия. Закон дает четкое определение поправки к Конституции – «под поправкой к Конституции Республики Абхазия понимается любое изменение текста Конституции Республики Абхазия: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений Конституции Республики Абхазия. Конституционным законом Республики Абхазия о поправке к Конституции Республики Абхазия должны охватываться взаимосвязанные изменения конституционного текста. Конституционный закон Республики Абхазия о поправке к Конституции Республики Абхазия получает наименование, отражающее суть данной поправки». В первом чтении законопроект именовался «О поправках к главе 7 Конституции Республики Абхазия и в другие статьи Конституции Республики Абхазия, взаимосвязанные с главой 7». Во втором чтении он был назван «О поправке к Конституции Республики Абхазия «О новом порядке внесения поправок и пересмотре Конституции Республики Абхазия»». Как следует из этих названий, суть поправки должна была касаться только механизма внесения поправок к Конституции и ее пересмотра. Однако законопроект содержит также поправки к главе 5 (судебная власть) и к другим положениям Конституции. Расценить эти поправки в качестве взаимосвязанных с поправками к главе 7, как того требует закон, не представляется возможным. Иначе получается, что лишь поправками к главе 7 к Конституции продиктовано введение такого важнейшего института, как Конституционный суд. Эта поправка должна быть продиктована необходимостью создания самостоятельного органа конституционного контроля и предлагаться отдельным законопроектом.
Кроме того, вызывает вопросы и порядок голосования по данному законопроекту. Законопроект, содержащий несколько невзаимосвязанных поправок, был принят в целом. В то время, как законодательство четко определяет порядок рассмотрения и принятия поправок к Конституции. Так, ст. 84 Конституции Республики Абхазия устанавливает, что поправки к Конституции принимаются Парламентом 2/3 голосов от общего числа депутатов Парламента. Что является поправкой – определяет Конституционный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Республики Абхазия», о чем говорилось выше. Регламент Парламента требует голосования по каждой конституционной поправке в отдельности.
Обычный закон регулирует одну определенную сферу, поэтому в первом чтении он может быть принят в целом. Что же касается Конституции, то ее статьи регулируют несколько сфер права, поэтому и существует выше описанный механизм голосования по каждой поправке к Конституции в отдельности. Например, депутат может поддерживать идею учреждения Конституционного суда, но быть против изменений в порядок внесения поправок к Конституции. Как ему в этом случае голосовать за законопроект в целом?
Еще один момент, на который хочется обратить внимание. Законопроект был принят во втором чтении 19 ноября 2010 г., т. е. спустя почти 15 месяцев после его принятия в первом чтении. В то же время ст. 6 Конституционного закона «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Республики Абхазия» в редакции от 27 апреля 2009 года гласила, что «Парламент Республики Абхазия вправе принять проект Конституционного закона о поправке к Конституции Республики Абхазия в трех чтениях с двухмесячным интервалом». Таким образом, был нарушен срок принятия законопроекта во втором чтении.
14 марта 2013 года Парламент, внеся изменения в Конституционный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Республики Абхазия», фактически снял временные ограничения по срокам голосования по проекту Конституционного закона о поправке к Конституции. По всей видимости, это было сделано для того, чтобы узаконить допущенные нарушения сроков и сделать возможным рассмотрение законопроекта в третьем чтении спустя более чем три года. Однако новые сроки, установленные соответствующим законом от 14 марта 2013 года, не могут быть распространены на законопроект, который должен был быть принят в трех чтениях еще в 2009 году.
Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что в процессе создания, рассмотрения и принятия законопроекта происходили грубейшие нарушения законодательства, которые наслаивались друг на друга.
Как представляется, логическим выходом из сложившейся ситуации является отказ от дальнейшего рассмотрения и принятия законопроекта, как неправомерного. После этого необходимо приступить в комплексе к реформе Конституции, а не отдельных ее положений. Только в этом случае мы получим непротиворечивую, сбалансированную правовую систему, которая будет работать на длительную перспективу.

Марина Пилия, юрист

Другие новости по теме

Реклама

Для размещения рекламы звоните по тел. : (+7-940) 921-78-75

Погода


Объявления


Программа Развития ООН (ПРООН) в рамках проекта, осуществляемого на территории РА приглашает заинтересованных лиц принять участие в тендере на ремонт школьных классов в школе села Бзыбь, Гагрского района.
Заинтересованные лица могут получить необходимую информацию в офисе ПРООН (UNDP) по адресу: ул. Аиааира 21, г. Сухум, Абхазия или по телефону +7(940) 772
24 46.
Подача котировок не позднее 15:00, 30 июля 2019 года, по адресу: проспект Аиааира 21, г. Сухум, Абхазия.

Программа Развития ООН (ПРООН) в рамках проекта, осуществляемого на территории РА приглашает заинтересованных лиц принять участие в тендере на строительство мини стадиона в селе Джирхуа.

Заинтересованные лица могут получить необходимую информацию в офисе ПРООН (UNDP) по адресу: ул. Аиааира 21, г. Сухум, Абхазия или по телефону +7(940) 772 24 46. Выезд на объект состоится 11:00, 17 июля 2019.

Подача котировок не позднее 15:00, 29 июля 2019 года, по адресу: проспект Аиааира 21, г. Сухум, Абхазия.


Программа Развития ООН (ПРООН) в рамках проекта, осуществляемого на территории РА приглашает заинтересованных лиц принять участие в тендере на ремонт актового зала в школе в селе Гячрипш.

Заинтересованные лица могут получить необходимую информацию в офисе ПРООН (UNDP) по адресу: ул. Аиааира 21, г. Сухум, Абхазия или по телефону +7(940) 772 24 46. Выезд на объект состоится 10:00, 16 июля 2019.

Подача котировок не позднее 15:00, 26 июля 2019 года, по адресу: проспект Аиааира 21, г. Сухум, Абхазия.

Салон красоты «Дива» предлагает следующие услуги:
Стрижки и укладки от 400 рублей, вечерние прически, различные виды окрашивания, макияж от 800 рублей, маникюр, гель-лак, наращивание.
Мы ждем вас по адресу: г. Сухум, ул. Лакоба 88

Запись по телефону: +7 (940) 996-10-16

Сдается однокомн. кв-ра в районе Келасур рядом с пляжем.

Тел. +7 (940) 927-95-42

Продам или обменяю 2-х ком. кв-ру, 3 эт., по ул. Семерджиева. Довоенная собственность, без ремонта, с пласт. окнами, дверью.

Тел.: +7 (940) 777-38-93

Продается 2-х ком. кв. с лоджией, 3 этаж. г. Сухум, ул. Семерджиева. Довоенная собственность без ремонта. Либо меняется на 1 ком. кв. с доплатой.
Тел: +7(940)777-38-93; +7(940)925-33-34

Сдается в аренду в г. Сухум помещение под склад с сигнализацией 200 кв.м. и помещение под магазин с хорошим ремонтом 180 кв.м. справки по тел: 9117555 : 7177555.

В Сухуме, в пляжной зоне в 3-х минутах ходьбы от моря в районе Синопа сдается благоустроенная квартира-студия с ремонтом со всеми удобствами. Квартира расположена на втором этаже. Две кровати (плюс дополнительное место), кондиционер, холодильник, кухонная плита, горячая вода, телевизор и красивый вид из окна). Абхазия, Сухум.

Тел.: + 7 940 921 98 07, e-mail:oliadzonua@mail.ru. Смотреть фотографии.

По вопросам размещения объявлений на сайте обращайтесь по тел. 921-78-75.


Мы в Facebook


Мы в Одноклассниках