09 августа 2022 г.
Нужная газета
События. Люди. Комментарии.

20.02.2014

Страсти по залежалому проекту

Поделиться
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Одной из резонансных тем, обсуждаемых в последнее время в обществе, является реформа Конституции и кризис, разразившийся в этой связи в Парламенте. В средствах массовой информации мы наблюдаем бурную полемику по этим вопросам, происходящую между представителями власти, оппозиции и экспертного сообщества.
Хочу подчеркнуть, что необходимость реформы назрела давно, и этот вопрос не вызывает у меня возражений.
Вместе с тем, этот процесс необходимо осуществлять основательно, отставив в сторону политическую конъюнктуру, и в строгом соответствии с действующим законодательством.
На начальной стадии появления законопроекта о поправке к Конституции Республики Абхазия я неоднократно выступала в прессе, высказывая критические замечания относительно сути законопроекта и процедуры его рассмотрения Парламентом.
Как известно, после принятия этого законопроекта в двух чтениях, о нем надолго забыли, пока он вновь не всплыл по прошествии трех лет. Видимо, в этом кто-то увидел целесообразность. Не хотелось бы затрагивать политическую суть проблемы, по этому вопросу было уже достаточно много сказано. Однако считаю целесообразным осветить историю и процедуру рассмотрения и принятия упомянутого законопроекта.
Проект Конституционного закона Республики Абхазия о поправке к Конституции Республики Абхазия «О судебной власти и новом порядке внесения поправок и пересмотре Конституции Республики Абхазия» был вынесен на рассмотрение Парламента Республики Абхазия в третьем чтении 30 января 2014 года.
Он представляется в качестве законопроекта Президента Республики Абхазия С. В. Багапш, внесенного в Парламент в качестве законодательной инициативы еще 29 декабря 2008 г. (регистрационный № 146-IV). Следует подчеркнуть, что объем представленных тогда Президентом поправок, когда из семи глав Конституции четыре (главы 3, 4, 5, 7) предлагались в новой редакции, фактически представлял собой пересмотр Основного закона.
В тот период депутаты приняли решение не рассматривать поправки к Конституции в объеме, предложенном Президентом, а остановиться на главе 7 Конституции. На самом же деле Парламент должен был официально вернуть законопроект его инициатору, как того требует Конституционный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Республики Абхазия» и регламент Народного Собрания-Парламента Республики Абхазия.
Однако Парламент вместо этого разработал другой законопроект путем вычленения из законопроекта Президента отдельных поправок, вынес его в качестве законодательной инициативы Президента на заседание сессии 26 июня 2009 г. и принял в первом чтении.
В данном случае речь идет о полном игнорировании Парламентом своего регламента, согласно ст. 99 которого «текст законопроекта, внесенного для рассмотрения в первом чтении, должен соответствовать тексту законопроекта на стадии законодательной инициативы».
Но законопроект в той редакции, в которой он был принят в первом чтении, Президентом не представлялся. Парламент, в свою очередь не имел права на основе отдельных поправок, «выдернутых» из законопроекта Президента, самостоятельно разрабатывать новый законопроект и принимать его как якобы президентский.
То есть, можно говорить, даже не вдаваясь в содержание законопроекта, о том, что его появление было не правомерно.
Следующее, на что хотелось бы обратить внимание, – это то, что вышеупомянутый законопроект не соответствует требованиям, предъявляемым Конституционным законом «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Республики Абхазия» к предложению о поправке к Конституции Республики Абхазия. Закон дает четкое определение поправки к Конституции – «под поправкой к Конституции Республики Абхазия понимается любое изменение текста Конституции Республики Абхазия: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений Конституции Республики Абхазия. Конституционным законом Республики Абхазия о поправке к Конституции Республики Абхазия должны охватываться взаимосвязанные изменения конституционного текста. Конституционный закон Республики Абхазия о поправке к Конституции Республики Абхазия получает наименование, отражающее суть данной поправки». В первом чтении законопроект именовался «О поправках к главе 7 Конституции Республики Абхазия и в другие статьи Конституции Республики Абхазия, взаимосвязанные с главой 7». Во втором чтении он был назван «О поправке к Конституции Республики Абхазия «О новом порядке внесения поправок и пересмотре Конституции Республики Абхазия»». Как следует из этих названий, суть поправки должна была касаться только механизма внесения поправок к Конституции и ее пересмотра. Однако законопроект содержит также поправки к главе 5 (судебная власть) и к другим положениям Конституции. Расценить эти поправки в качестве взаимосвязанных с поправками к главе 7, как того требует закон, не представляется возможным. Иначе получается, что лишь поправками к главе 7 к Конституции продиктовано введение такого важнейшего института, как Конституционный суд. Эта поправка должна быть продиктована необходимостью создания самостоятельного органа конституционного контроля и предлагаться отдельным законопроектом.
Кроме того, вызывает вопросы и порядок голосования по данному законопроекту. Законопроект, содержащий несколько невзаимосвязанных поправок, был принят в целом. В то время, как законодательство четко определяет порядок рассмотрения и принятия поправок к Конституции. Так, ст. 84 Конституции Республики Абхазия устанавливает, что поправки к Конституции принимаются Парламентом 2/3 голосов от общего числа депутатов Парламента. Что является поправкой – определяет Конституционный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Республики Абхазия», о чем говорилось выше. Регламент Парламента требует голосования по каждой конституционной поправке в отдельности.
Обычный закон регулирует одну определенную сферу, поэтому в первом чтении он может быть принят в целом. Что же касается Конституции, то ее статьи регулируют несколько сфер права, поэтому и существует выше описанный механизм голосования по каждой поправке к Конституции в отдельности. Например, депутат может поддерживать идею учреждения Конституционного суда, но быть против изменений в порядок внесения поправок к Конституции. Как ему в этом случае голосовать за законопроект в целом?
Еще один момент, на который хочется обратить внимание. Законопроект был принят во втором чтении 19 ноября 2010 г., т. е. спустя почти 15 месяцев после его принятия в первом чтении. В то же время ст. 6 Конституционного закона «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Республики Абхазия» в редакции от 27 апреля 2009 года гласила, что «Парламент Республики Абхазия вправе принять проект Конституционного закона о поправке к Конституции Республики Абхазия в трех чтениях с двухмесячным интервалом». Таким образом, был нарушен срок принятия законопроекта во втором чтении.
14 марта 2013 года Парламент, внеся изменения в Конституционный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Республики Абхазия», фактически снял временные ограничения по срокам голосования по проекту Конституционного закона о поправке к Конституции. По всей видимости, это было сделано для того, чтобы узаконить допущенные нарушения сроков и сделать возможным рассмотрение законопроекта в третьем чтении спустя более чем три года. Однако новые сроки, установленные соответствующим законом от 14 марта 2013 года, не могут быть распространены на законопроект, который должен был быть принят в трех чтениях еще в 2009 году.
Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что в процессе создания, рассмотрения и принятия законопроекта происходили грубейшие нарушения законодательства, которые наслаивались друг на друга.
Как представляется, логическим выходом из сложившейся ситуации является отказ от дальнейшего рассмотрения и принятия законопроекта, как неправомерного. После этого необходимо приступить в комплексе к реформе Конституции, а не отдельных ее положений. Только в этом случае мы получим непротиворечивую, сбалансированную правовую систему, которая будет работать на длительную перспективу.

Марина Пилия, юрист

Реклама

Для размещения рекламы звоните по тел.:
(+7-940) 921-78-75


Погода

Яндекс.Погода

Объявления

Запрос ценового предложения

Action Against Hunger, в рамках проекта «Улучшение водоснабжения и санитарно-гигиенических условий в школах Абхазии», финансируемого UNICEF, намерена заключить контракты с компаниями, специализирующимися на восстановлении/строительстве систем водоснабжения и канализации, для выполнения работ в школах, расположенных в следующих районах: (далее…)

Request for Quotation: Water & Sanitation Works in Schools

Action Against Hunger, under the project “Developing of WASH Facilities and Services in Schools in Abkhazia” funded UNICEF, intends to award Work Contracts to companies performing water and sanitation rehabilitation/construction works in following schools and locations: (далее…)

По вопросам размещения объявлений на сайте обращайтесь по тел. 921-78-75.


Мы в Facebook