07 октября 2024 г.
Нужная газета
События. Люди. Комментарии.

13.11.2013

Спикер парламента Валерий Бганба: Не вижу необходимости в проведении Чрезвычайной сессии

Поделиться
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

– Я не вижу необходимости в проведении Чрезвычайной сессии. Мы проводили сессию по тем вопросам, которые подняты в этом обращении группой депутатов первого парламента. Кстати, так громко его называть не надо – у нас еще есть и Нателла Акаба, и Константин Озган, и Леонид Лакербая, и Анкваб и я, и Валера Кварчия… А это просто группа депутатов первого парламента, которых я уважаю, с которыми мы провели шесть лет и после этого общаемся…
Касаясь первой части, я бы сказал, что отставка политиков, это обычное дело в любом государстве. Причину отставки они сами назвали, что несколько месяцев (Анкваб и Лакоба) не взаимодействовали, не разговаривали. Наверное причина отставки лежит в их взаимоотношениях. Я в эти взаимоотношения, естественно, не могу вмешиваться. Что касается вопроса о паспортизации Галского района, вы знаете, что было решение парламента о создании комиссии, которая проделала неплохую работу. Параллельно с работой комиссии шла работа группы депутатов во главе со мной – это Валерий Агрба, мой помощник по юридическим вопросам Габеева Зарина, мы работали над тем как придать всему этому правовую форму, как выйти из этой ситуации находясь в правовом поле. Было много консультаций, и я благодарен представителям наших ветеранских организаций, особенно «Аруаа», они активно в этом процессе участвовали. Работали фактически над каждым словом – было их предложение, наше предложение. Затем подключили опытных юристов, таких как Анри Джергения. В конце концов, перед сессией мы пришли к единому мнению, что необходимо вносить изменения в существующий закон о гражданстве с целью его усиления и принять соответствующее постановление, которое мы и приняли.
В дальнейшем, опять же по инициативе парламента, создана временная комиссия, которая будет контролировать работу Генпрокуратуры. В постановлении есть пункт обязывающий прокуратуру отчитываться каждый месяц перед парламентом . Первый отчет, если честно говорить, оставил двойственное впечатление. Видно, что какая-то работа проводится , в то же время не полностью еще осознали по какому принципу должна проводится проверка . Мы считаем, что проверка должна проводиться на основании закона принятого парламентом 18 сентября, где речь идет о том, кто может быть гражданином Абхазии из лиц, которые проживали с 94 по 99 год. То есть там была существенная поправка, что гражданином Абхазии может быть лицо, проживавшее в Абхазии с 94 по 99 год, если он не был гражданином другого государства. Так предусмотрено законом и именно эти критерии должны быть основополагающими для Генпрокуратуруы при проверке паспортизации в Галском районе. По первому отчету мы видим, что не совсем такой подход, об этом мы прямо сказали прокуратуре, что они опять подходят исходя из старого закона определяют жил он здесь или нет, в то же время не ставится вопрос гражданства Грузии. Мы свое мнение высказали на заседании парламента. 18 ноября будет новый отчет Генпрокуратуры и мы надеемся, что к этому времени у них будут более веские данные по проверке, потому, что в основе проверки должен лежать закон, который не предусматривает двойного гражданства с Грузией. Если с этой точки они подойдут, то и парламент будет доволен, и результаты будут совершенно другие. Кроме того, мы немного конкретизировали свое постановление – до конца года охватить только районы Восточной Абхазии. А затем охватить и все остальные районы Абхазии где, я так же думаю, будут какие-то нарушения.
Касаясь обращения по поводу реформы Конституции. Они (ред. депутаты первого парламента подписавшие обращение) здесь пытаются нас убедить, что сейчас не надо вносить изменения в Конституцию, которые мы планировали и которые в двух чтениях практически окончательно были приняты депутатами четвертого созыва. Но учитывая, что пятый созыв только пришел, мы внесли изменения, чтобы в третьем чтении можно было рассматривать. Речь идет о создании Конституционного суда. Когда ко мне пришли представители этой группы я еще раз с ними переговорил. Конституционный суд основа любой Конституции, именно он определяет действия исполнительной, законодательной, всех ветвей власти. Поэтому я считаю, что те поправки, которые мы сейчас вносим – создание Конституционного суда они ни коим образом не могут повлиять, поэтому мы этот вопрос рассматривать будем.
Кроме того, я им это тоже говорил, что у нас целый ряд законопроектов, которые предполагают внести изменения в Конституцию. В первую очередь – готовящийся закон об управлениях в административно-территориальных единицах. Закон старый – противоречивый. Мы хотим внести в него серьезные изменения, которые повлекут изменения конституции. Как вы знаете, сегодня глава администрации должен быть избран депутатом собрания, а потом президент назначает его главой администрации. При этом часть избирателей теряет свои конституционные права – у них нет своего представителя в органе самоуправления. Еще один вопрос – у нас в селах нет практически органов самоуправления. У нас глава администрации фактически является одновременно и председателем собрания. Идет смыкание исполнительной и законодательной ветвей власти. Мы это будем кардинально менять, чтобы было четкое разделение исполнительной и законодательной ветви. В вопросе избрания или назначения глав администрации мы пока к единому мнению не пришли – это будет прорабатывать рабочая группа, но больше склоняемся к тому, чтобы была четкая вертикаль исполнительной власти при серьезном расширении прав органов местного самоуправления. И когда органы местного самоуправления будут иметь больше полномочий и естественно вертикаль власти ничем не помешает работе органов местного самоуправления, а наоборот будут его усиливать. Сегодня любое районное или городское собрание, обладает правами, но у них нет никаких обязанностей. Они ни перед кем, ни за что не отвечают. Вот мы хотим повысить ответственность местных органов управления.
Второй закон, который мы рассматриваем – закон о выборах. Наша основная цель – изменить систему выборов с мажоритарной, на смешанную. Это даст стимул для развития партийной системы, усиления политической системы и политического самосознания общества. Это тоже повлечет за собой внесение изменений в конституцию. Если есть еще другие предложения у моих бывших коллег, мы готовы их обсудить. Мы готовы рассматривать любые предложения, но пока мы ни у кого не увидели четкого понимания Конституции. Одни ратуют за парламентскую республику, другие еще за что-то, но цельной конструкции, которую можно было бы обсуждать, пока никто не предложил.
Я говорил, свое мнение, по вопросу парламентской республики, хочу еще раз повторить, что пока мы не выстроим политическую систему нашего общества. Парламентская система себя не оправдает. Вот это первый шаг. Если мы сможем решить вопрос о смешанной системе выборов – это будет серьезный шаг к усилению политического сознания общества. То есть сразу крышу строить, наверное, невозможно. Будем постепенно строить фундамент и так дойдем до крыши. Такое мнение большинства депутатов.
Мы очень серьезно относимся к людям, подписавшим это обращение. В первый парламент избирались патриоты, и мы уважаем их мнение. Я роздал всем депутатам это обращение, и мы конечно откликнемся на предложение создать группу, если они готовы предложить нам реальных людей, которые будут работать с нами мы готовы сотрудничать. Этот вопрос мы в нашем кругу, конечно, будем обсуждать.
Записал Кадыр Аргун

Другие новости по теме


Реклама

Для размещения рекламы звоните по тел.:
(+7-940) 921-78-75


Погода

Яндекс.Погода

Объявления

По вопросам размещения объявлений на сайте обращайтесь по тел. 921-78-75.


Мы в Facebook