На страстной неделе слились, обнявшись две «сестры» – скучный закон об основах бюджетного устройства и закон о приватизации имущественного комплекса оздоровительной базы ДГТФ. Конечно, было еще много тем, обсужденных депутатами, но у этих двух есть кое-что общее. Поэтому поговорим о них.
По началу, депутаты как-то и не очень серьезно восприняли проект закона о бюджетном устройстве – не обсуждая, махом проголосовав за громоздкий 100 страничный текст в первом «чтении». Поэтому, ко второму чтению президентская гвардия готовилась как к окончательному. Но незадолго до сессии в бездонных просторах Интернета появилась одна из статей данного проекта закона – статья 43: Резервный фонд Президента Республики Абхазия, которая предусматривает серьезные бюджетные вложения в бездонную корзину государевой милостыни – 10% бюджетных расходов .
Десятину бы с бюджета
В общем-то обложение десятиной не Бог весть какая новость. Этот древнейший вид налога особой популярностью пользуется у людей верующих, которые исходя из своих религиозных порывов, жертвуют десятую часть своих доходов на содержание дома Божьего. Анкваб не Бог, и даже не царь, да и абхазы как-то не отличаются чрезмерным религиозным фанатизмом, поэтому напрямую требовать десятины с доходов – дело рисковое. Но есть те же народные деньги, под названием «бюджет». И кто ж станет разбираться, куда из него уходят деньги? Поэтому президент, воспользовавшись своим правом законодательной инициативы, решил на законном основании обложить десятиной наш народ и втюхал под шумок в стостраничный проект закона о бюджетном устройстве статью 43, гарантирующую Фонду президента 10% от всего бюджета. Логично: растет бюджет – повышаются доходы фонда, а даже если не растет и страна только и делает, что покрывает долги, все равно свой процент и с этих долгов попадает в фонд президента. Вариант беспроигрышный – хоть гори все ярким пламенем.
Конечно, возникает вопрос: на что Анквабу такие деньги? Ведь в его фонде и так 100 млн. рублей. Но, видимо, этой суммы теперь ему недостаточно – времена сложные, сторонники недешевые. Вот «Айтайру» возрождать надумал, да и понедельники пока не отменили. А для этого нужны и деньги, и, что немаловажно, полная независимость от парламента. И вот для этого десятина с бюджета это самое то.
А теперь просто цифры. Бюджет на год нынешний 2014 сформирован в меньшей степени из собственных доходов страны и в большей – из российских вливаний. Все это вместе составляет около 9 млрд. рублей. 10% – это 900 млн. рублей. Несложно прикинуть, что это составляет четвертую часть собственных бюджетных возможностей нашей страны и это, столько же, сколько тратит страна на содержание правоохранительных органов, судов и генпрокуратуры; это гораздо больше, чем расходы на народное хозяйство и здравоохранение; это в три раза больше, чем расходы на оборону и расходы на культуру и искусство; это в 10 раз больше, чем расходы на науку и спорт; это в 15 раз больше чем расходы на содержание СМИ и в 9 раз больше, чем расходы на социальное обеспечение наших граждан и на содержание органов государственной власти…
Подсчитать, во что нашей стране обходится и обойдется (в случае если депутаты своим чудесным большинством проголосуют за эту статью в законе) содержание президента, достаточно сложно. Кроме 900 млн. в фонд и 100 млн. на охрану есть расходы на передвижение эскорта по маршруту Сухум-Гудаута, есть содержание президентской администрации (дублирующей правительство), зарплата и т.д.
Контрольная палата пока еще не приступила к подобным подсчетам, но и «на глазок» видно, что такой дорогостоящий президент в нашей нищей стране – вещь лишенная всякой логики. Но это для тех, кто хочет, чтобы страна состоялась.
А если цель уничтожить страну, так это тот самый путь, по которому надо идти.
И эта цель, как раз и объединяет новый проект закона о бюджетном устройстве, предложенный парламенту президентом с другим его «предложением» – о приватизации имущественного комплекса ДГТФ.
Лохотрон для народа
И тут надо вспомнить, что закон этот продавливается президентом по второму кругу. В круге первом (полтора года назад – этот проект был одним из первых анквабовских проектов) выяснилось, что «Донтабак», пытающийся выкупить бывший пионерский лагерь на берегу моря, в непосредственной близости от российской границы, с множеством зданий, расположенных почти на 6 гектарах земли, является недобросовестным пользователем, игнорирующим нашу страну и законы, не собирается ничего строить, а планирует привлечь инвестиции и передать объект в субаренду или перепродать его. Смутила депутатов и оценочная стоимость объекта – 20 млн. рублей. И Анкваб отозвал проект из парламента. Конфликт был исчерпан на полтора года.
В марте нынешнего года президент вновь предложил парламенту дать разрешение на приватизацию этого комплекса. Из предложения исчезло указание будущего собственника и продажная цена объекта. Но осталась оценочная стоимость – все те же 20 млн. рублей и скрытая продажа земли.
Проект закона был внесен в повестку дня Вагаршаком Косян (имеющим непосредственное отношение к продаваемому объекту) и Гурамом Барганджия без согласования с членами комитета, и это стало неожиданностью для некоторых депутатов парламента. Упорство, с которым пропрезидентские депутаты парламента продавливали вопрос о даче разрешения на приватизацию объекта не вызывало сомнений в их личной заинтересованности. Да и оснований предположить коррупционную схему достаточно – обосновать необходимость продажи комплекса его лоббисты не смогли, да и не очень-то пытались (парламентское большинство было тщательно просчитано с припуском на неожиданность 18+1). А успокоительная пилюля – обещание конкурса и возможность поднятия цены в результате конкурса – лохотрон, рассчитанный не столько на депутатов, сколько на журналистов и общественность. И об этом свидетельствует главный лоббист Вагаршак Косян, который отстаивая права «Донтабака» утверждал, что объект находится в аренде у «Донтабака» до 2021 года. Вот и весь «конкурс», который вряд ли может объявить Госкомимущество, не согласовав с арендатором – «Донтабаком»…
Итак, на прошлой неделе у президента случился праздник – вопрос о продаже 6 гектаров земли решен (осталось только чиркнуть свою подпись, чтобы припечатать себя и к этой истории). Если до конца года у президента случится и второй праздник и предложенный им в проекте закона о бюджетном устройстве 10% оброк будет утвержден парламентом, то для того чтобы содержать Анкваба в течение года нам придется продать около 30 объектов на берегу моря с сопутствующими 6 гектарами. 180 гектаров получается. А из этого следует, что беда у страны именно с президентом, который целенаправленно и на века уничтожает любую вероятность экономической состоятельности страны. И без упоминания классиков политэкономии тут все понятно – «сорока-воровка кашку варила, деток кормила…»
Изида Чаниа