– В минувшую пятницу парламентом принято Постановление по вопросам паспортизации в восточной Абхазии. Это постановление Вы назвали историческим. Почему Вы придаете такую значимость этому документу?
– В последний год острота этого вопроса вновь возросла. 13 мая 2013 года в парламенте был заслушан секретарь Совета безопасности Станислав Лакоба, который открыто заявил об опасности проводимой в части паспортизации политики. Однако его доводы небыли услышаны руководством и как результат этого противостояния президент отправил Лакоба в отставку.
Этот вопрос возникал и ранее – ещё с конца 2007 года. Мы уже тогда пытались не допустить начало процесса незаконной паспортизации в восточной Абхазии, но в 2008 году он был запущен руководством страны.
– Это во времена Багапша, когда вы были вице-президентом?
– Да. Когда инициаторы этой идеи в руководстве не смогли найти законных оснований, чтобы начать паспортизацию, было решено пойти окольным путем. Была дана команда главам администраций на местах, создать комиссии по паспортизации, существование которых не предусмотрено никакими законами Абхазии.
– С чем была связана такая озабоченность президента с паспортизацией в восточной Абхазии?
– Я могу предполагать, что к предстоящим политическим процессам нужны были дополнительные электоральные возможности. Заведомо зная, что значительное количество жителей этих районов являются гражданами Грузии и, что не так просто будет их использовать как избирателей, руководство пошло на незаконную выдачу паспортов. И чтобы как-то оправдать это беззаконие, формально в пакетах документов, сдаваемых лицами грузинской национальности, появились заявления об отказе от грузинского гражданства. Наличие такого заявления, является одним из условий статьи 13 «Закона «О гражданстве Республики Абхазия», при приеме в гражданство Республики Абхазия в общем порядке. И подается такое заявление в пакете с другими документами на имя Президента Республики Абхазия, для рассмотрения в комиссии по гражданству при президенте Республики Абхазия. Таким образом, главы администраций названных районов возложили на себя незаконные функции.
– Ваши оппоненты на это отвечают, что возвратив беженцев, мы признали за ними и гражданство нашего государства – поэтому они и принимали участие в разных политических процессах. Так ли это?
– После окончания войны значительная часть грузинского населения Абхазии ушла вместе с отступающими оккупационными войсками Грузии, а небольшое количество жителей, проживавших в старых границах Галского района, осталось, не покинув свои дома. Правовой статус и тех и других, в том числе и остальных граждан Абхазии, регулируется нынешним законом «О гражданстве». Все беженцы грузинской национальности кто не покинул территорию Абхазии в большинстве своем, в последующем приняли решение стать гражданами Грузии. Многие из них не отрицают этого.
После принятия решения Народным собранием Абхазии от 18 сентября 2013 года об упорядочении процесса паспортизации, в парламент обращались представители нескольких сел этих районов, обеспокоенные изъятием паспортов. Они не скрывали, что являются гражданами Грузии и получают там пенсии, зарплаты и социальные пособия. На вопрос: получали бы они эти возможности, если бы они не были гражданами Грузии? Они отвечали, что нет, и подтверждали еще раз, что у них есть грузинское гражданство. Эти люди были честны и просили предоставить взамен изъятых у них паспортов, какой либо документ разрешающий им жить, переходить границу и передвигаться по территории Абхазии. В связи с тем, что наше законодательство о гражданстве, предусматривает право гражданина республики приобретать только гражданство России, а закон о гражданстве Грузии не допускает двойного гражданства, то по отношению к тем, кто получил гражданство Грузии, но проживают в Абхазии, следует применять такой правовой статус как вид на жительство.
– Рауль Джумкович, я возвращаю Вас к началу нашего разговора. Ведь было уже два постановления принятых парламентом. В чем историческая значимость именно этого?
– Предыдущие Постановления были направлены в адрес Генпрокуратуры и были руководством для их работы по изучению ситуации с незаконной выдачей паспортов. Некоторые пункты этих постановлений были адресованы МВД и руководителям администраций районов. Однако результаты их деятельности очевидны и поэтому парламент рекомендует президенту рассмотреть вопрос об ответственности этих должностных лиц. Нынешнее Постановление, четко констатирует факт незаконного создания комиссий по паспортизации и что полученные паспорта не являются документами, подтверждающими гражданство Республики Абхазия. То есть, все паспорта, выданные по рекомендациям этих комиссий признаются недействительными. И сделан такой вывод на основании положений закона о гражданстве, который был грубо нарушен.
– Во время сессии депутаты выражали недовольство проверкой, которую провела Генпрокуратура. Получается, что вы приняли решение, вместо прокуратуры и если бы Генпрокуратура выполнила свою работу, принимать это Постановление вам бы не пришлось? Правильно я понимаю?
– Работа прокуратуры заслуживает неудовлетворительной оценки. Они собрали документы, которые были на поверхности, и в частности – это свидетельства о рождении детей, выданные в Грузии, где четко указано грузинское гражданство родителей. Вот на этом основании были установлены более 1000 незаконно выданных паспортов, которые подлежат аннулированию. По прокуратуре у меня сложилось мнение, что они выполняли установки президента. Если прокуратура объективно провела бы работу с руководителями администраций районов, на предмет законности созданных ими комиссий, то результат был бы иной. Прокуратура из органа, надзирающего за соблюдением закона, превратилась в плохую адвокатскую контору. Что же касается администраций, как было сказано выше – ни в одном законе не предусмотрены те функции, которыми они себя наделили, в том числе и требование составления заявлений для лиц грузинской национальности об отказе от гражданства Грузии как основание для получения абхазского паспорта
– Что вчера подтвердил и начальник ПВС…
– Действительно, никакими законами и инструкциями это не предусмотрено, что и подтвердил начальник ПВС.
– Всех волнует, что принятое парламентом Постановление станет очередной бумагой, которая не будет исполняться ни органами исполнительной власти, ни правоохранительными органами и уж тем более президентом. Какие у парламента гарантии ее исполнения?
– В озвученном обращении президента просматривается попытка слукавить и проигнорировать Постановление парламента. Но он должен знать и понимать, что дальнейшее игнорирование этих требований осложнит не только его судьбу, но это грозит и будущему нашего государства. Судьба народа и государства важнее, чем меркантильный интерес одного человека, пусть даже и президента. Именно на президенте, прежде всего, лежит эта ответственность – он как гарант Конституции, в первую очередь, должен был принять решение и остановить эту вакханалию. Но он этого не сделал. Совокупность всех этих нарушений закона – как президентом, так и всеми остальными чиновниками связала их круговой порукой. Президент должен понимать, что такая его позиция ни к чему хорошему не приведет: речь идет о нашей стране, о безопасности нашего народа. Владислав Ардзинба в интервью грузинскому телевидению в феврале 1999 года говорил, что «для грузинской стороны возвращение беженцев – это не гуманитарная проблема. Для грузинской стороны возвращение беженцев – это политическая проблема. Это способ распространения юрисдикции Грузии на территорию Абхазии». В последние годы Грузия пошла дальше, оформляя в гражданство своей страны, жителей восточных районов Абхазии грузинской национальности. Тем самым она еще активнее распространяет свою юрисдикцию на нашу территорию. Поэтому, беззакония наших властей, в вопросах выдачи паспортов гражданина Республики Абхазия, гражданам Грузии должны быть остановлены. Мы приложим все усилия, чтобы решить эту проблему в кратчайшие сроки и не допустить дальнейшего распространения юрисдикции Грузии в Абхазии, вне зависимости от того, делается это осознанно или по недопониманию.
– Судя по тому заявлению, которое Анкваб сделал после принятия Постановления есть проблемы с пониманием. Его трактовка документа принятого парламентом, прямо противоположна вашей. Анкваб не понял, что парламент считает комиссии незаконными, а паспорта выданные ими недействительными. Если интерпретация президента направлена на сохранение существующего положения дел, то речь идет о целенаправленной грузинизации Абхазии и возникает вопрос: а, какой смысл обращаться к президенту, идти на компромиссы со сторонниками президента?
– Я думаю, что президент понимает всю меру ответственности, которую он несет. Цель его заявления – посеять сомнения в головах наших людей, дезориентировать их, а также для того чтобы сохранить лицо перед своими сторонниками. При этом оппозицию пытаются представить в неблаговидной роли людей рвущихся к власти.
– Рауль Джумкович, но может быть время компромиссов ушло, и надо было писать в постановлении рублеными фразами – комиссии незаконны, паспорта аннулировать, глав администрации привлечь к уголовной ответственности?
– В первом пункте это и написано. Комиссии – незаконные, они созданы в нарушение закона о гражданстве и продукт их деятельности – паспорта – недействительные. Президенту предложено рассмотреть вопрос об ответственности лиц, причастных к паспортизации. Что касается уголовных дел в отношении должностных лиц, то об этом говорится в Постановлении от 10 января 2014 года, и никто его не отменял. Времени для компромиссов не осталось и в этом вопросе их быть не может. Безопасность государства важней…..
– Но в Постановлении нет никаких сроков. Сколько времени вы отпускаете президенту, чтобы наказать людей ответственных за нарушение закона?
– Постановление вступает в силу с момента его опубликования. И с этого момента слово за президентом. В отношении кого эти меры ответственности необходимо принять, также известны, откладывать в долгий ящик, думаю, не следует.
– Сложно. А кто ж тогда будет стоять у парадного подъезда?
– Если президент не примет необходимое решение, то парадный вход охранять уже не потребуется.