Мои сочувствия четвертому президенту нашей страны. Искренние. Если нам повезет и страна не утратит своей независимости и признанности, то он получит не только пустую казну и сотни объектов незавершенного строительства, но и полностью разуверившийся народ с распыленными ценностями.
Вот об этом думалось 18 декабря, глядя на скучающие лица непосредственных слушателей президентского обращения (назвать это Посланием как-то не получается). Это было «слово» Анкваба, «заднее, которого не бывает». Потому, что уже было – и внесение корректив в клятву президента, и инаугурация в узком кругу, и строительство торгового центра на месте захоронения абхазских воинов, и знамена «черносотенцев» на главной площади страны, и игнорирование парламента, и одобрение массовой паспортизации граждан Грузии…
В истории нашей страны было много Посланий президентов. Все они проходили в достаточно торжественней обстановке, при большом стечении общественности и, конечно, каждый депутат считал своим долгом присутствовать на этом мероприятии. Потому, что все понимали, что «Послание Президента» – это подведение итогов и планы страны на будущее.
На нынешнем, на радость охране, не было никакого аншлага. В полупустом зале собрались чиновники, сторонники и журналисты.
Пятьдесят минут президент ждал кворума. Его администрация, министры и руководство парламента метались в поисках хотя бы одного депутата, чтобы послание не превратилось в импичмент. Ситуацию спас танкист Фазылбей Авидзба, став самым важным в жизни Анкваба восемнадцатым депутатом, который позволил президенту приступить к разоблачению «нашего оппонента».
Итак, «наш оппонент», в версии Анкваба. Это неадекватные и ангажированные отдельные личности. Численность их колеблется от 25 человек до 2 тысяч или 10 тысяч. Они далекие от норм этики и не понимают назначение государственной власти. Это политически незрелые циники, наследившие во власти, разграбившие уцелевшие после войны объекты санаторно-курортного комплекса, распилившие на металлолом заводы и фабрики, вывозившие из страны технологические линии производства. Ко всему прочему они не умеют вразумительно выражать свои мысли и обуреваемы желаниями – снимать с работы, арестовывать и расстреливать людей. У них проблемы с речевым аппаратом – они не умеют внятно изъясняться и ими были подписаны сто каких-то указов (?) о гражданстве. Они нагнетают обстановку потому, что у них навязчивая идея сменить руководство страны. Эти политические спекулянты не понимают реальной картины и неспособны к конструктивизму. А еще, они ставят перед собой задачу – сведение политических счетов. Для этого, эти безграмотные, новоявленные статисты, путающие перепись с опросом населения и работающие на подрыв общегосударственных интересов и имиджа страны умышленно занижают численность абхазов. И вот этим шантажистам, лжецам и клеветникам, оказывающим политическое давление – Анкваб не намерен оппонировать, но оппонирует.
Портрету нашего оппонента, противопоставлен другой, конечно же, удивительно красивый образ денно и нощно мечтающий о диалоге. Но ему все время что-то мешает. Хотя он демократ, близок к народу, соблюдает нормы этики и цивилизованные правила полемики, никогда и никого не оскорбляет и не обвиняет огульно. Это политически зрелая, очень публичная личность, глубоко анализирующая, ориентированная на первого президента страны и мечтающая провести конституционную реформу. Ему важно знать мнение соотечественников, поэтому он не устает выражать свою позицию. Он не позволит оскорбить народ, подвергнуть тяжелым испытаниям государство и установить режим единоличного управления. Он прекрасно знаком с мировым опытом и знает, как установить баланс ветвей власти. Он уверен, что только он может состязаться с Владиславом Ардзинба в масштабности мышления и в способности видеть перспективу. При всем при этом – он уступчив и благороден – это он, сознательно расформировал свою комиссию в пользу парламентской и приказал министрам оказывать ей содействие. Он не станет снимать с работы, арестовывать и расстреливать – он выиграл выборы, потому что хорошо знает арифметику и теперь помогает населению разобраться со сложением и вычитанием. Он эффективно и успешно осваивает российскую финансовую помощь. Он оказал материальную помощь 12 000 людей, вытащил страну из экономического кризиса, увеличил ВВП, поднял объемы производства и восстановил сельское хозяйство. О масштабности его мышления говорит «определенный рост кредитного портфеля» и поиск путей международного признания. Он экономист, прораб, музыкант и спортсмен и единственное, чего он не знает: где и как скоро в следующий раз возникнет такая опасная обстановка как в Ткуарчале. Но зато он сумел подсчитать, что на решение проблем ему надо 83 млрд. рублей.
Вот такое «Послание» «Дориана Грэя» и обещание цветной капусты своим сторонникам. И ни слова о том, что действительно должно прозвучать в Послании главы государства, что волнует население – о безопасности государственной границы и «мостах доверия», внешней политике, криминогенной ситуации, церковном конфликте, экологии, добыче нефти, Аибге, об ответственных за грузинизацию и эпидемию в Ткуарчале. О подрыве основ Конституционного строя…
А теперь эмоционально. Если бы кто-то после войны сказал мне, что президент страны, выступая с Посланием в год 20-летия Победы, даже мимоходом не вспомнит о главном историческом событии страны, я бы не поверила. Как не поверила бы и в то, что глава государства, потрясая своей убедительной победой на выборах будет столь цинично провоцировать конфликт с законодательной ветвью власти, ради того чтобы отложить обсуждение вопроса незаконной паспортизации, которая должна была по какой-то неимоверной случайности в этот день пройти на сессии парламента. Господь миловал, на эту «разборку» в кругу единомышленников его оппоненты не явились и скандал не состоялся.
Может быть Новый год будет?
Изида Чаниа