Фонд экспертного содействия «Айнар»
Последние 20 лет мы жили не в собственной системе координат, а в привнесенной, причем с искажениями, чужеродной, не отвечающей ментальности всего народа Абхазии химере. Мы хорошо помним, в каких условиях принималась первая Конституция. Тогда на фоне парада т.н. демократии (суверенитетов) во всем постсоветском пространстве и странах Восточной Европы, иначе было нельзя. До развала СССР такая политическая система управления применялась не так широко, в основном в отсталых странах с авторитарными режимами, не надо путать с США – там совсем другая диспозиция. Качественную характеристику и угрозы, которые создает ныне действующая Конституция для страны и общества в целом дал великий правовед Зураб Ачба еще в 1999 году. Во всех странах, в которых установили такие режимы (иначе невозможно назвать) результаты весьма и весьма плохие. Но дело даже не в этом, а в том, что все эти 20 лет никто не занимался государственным строительством, что и привело нас к обострению политической ситуации, противостоянию и нетерпимости, низкому уровню жизни народа и занятости, росту преступности и многим другим негативным последствиям.
Посмотрим на себя со стороны внешнего наблюдателя. На фоне политической и экономической нестабильности, низком социальном уровне народа, высокой преступности, отсутствия достаточной правовой базы, в такую страну никто не будет ни инвестировать, ни субсидировать, ни приезжать на жительство или на отдых. Можно только поражаться долготерпению нашего основного союзника. Своей несостоятельностью мы наносим серьезный урон по политическому авторитету России, которая, ценою огромных жертв в глобальной политике, решилась на признание Абхазии. Хотим предостеречь носителей идеи многовекторности, потому что мы можем лишиться того, что имеем и не получить взамен ничего. Надо понимать, что основным центром притяжения для нас является Москва.
Крайне ущербно, когда страна живет без жизненно важных законодательных актов (об образовании, здравоохранении, антимонопольного законодательства и мн. др.), без Конституционного суда, Счетной палаты, Казначейства, Уполномоченного по правам человека, Государственной экспертизы и др. институтов, хотя, последнее время, предпринимаются какие-то шаги в этом направлении, но в рамках существующей политической системы, они, фактически, остаются сателлитами исполнительной власти. Отсутствие законодательной базы и эффективных институтов создает благоприятную почву для слияния олигархии, монополии и чиновничества. Собственно такой генезис и есть современный миропорядок, который не имеет ничего общего с чистой демократией и чистым рыком.
В соответствии с Конституцией РА любые кандидаты в президенты и депутаты Парламента не несут юридической ответственности за невыполнение предвыборных обещаний и принимаемых решений. Действующая же выборная система, результат которой может быть обеспечен при помощи денежного или административного ресурса, не гарантирует прихода к власти исключительно компетентных и патриотичных людей. Это в свою очередь приводит к тому, то стратегически важные решения для страны и общества в целом, принимаются по формуле 1(глава исполнительной власти) + 18(парламентское большинство), что вовсе не является консолидированным мнением граждан, а также сужает круг принятия решения и может представлять угрозу национальной безопасности.
Такая же формула сохранится при переходе на т.н. парламентско-президентскую систему государственного управления. На это нужно обратить особое внимание хотя бы потому, что в последнее время становится все больше носителей такой идеологии. Кроме этого, в действующей и предлагаемой парламентско-президентской формах правления, априори, не существует независимых друг от друга ветвей власти (судебная, законодательная и исполнительная) в связи с тем, что посредством административного ресурса исполнительная власть всегда обеспечит лояльное большинство в Парламенте, а назначение главы Судебной власти и Контрольной палаты осуществляется по представлению их кандидатур Парламенту Президентом. Таким образом, дискредитируется само понятие независимости ветвей власти.
Высокие требования народа к власти исходят из того, что власть наделила себя значительными полномочиями, а эффективность ее на очень низком уровне. Механическая же смена главы государства не принесет никаких существенных результатов хотя бы потому, что даже при самых высоких моральных качествах очередной Президент будет вовлечен в ныне действующую порочную систему.
В основе реформ лежит перенос центра тяжести власти от исполнительной к представительской, на принципах просвещенного консерватизма, что широко практикуется почти во всех странах с развитыми экономиками (например Европы, Юго – Восточной Азии и др.). Основным посылом необходимости проведения таких реформ является бедственное демографическое состояние абхазского этноса, о котором, к сожалению, общественность неправильно информирована. Численность абхазов значительно ниже данных, публикуемых в официальных источниках, а процесс восстановления демографического баланса весьма длителен по времени, и требует значительных затрат.
По этому, при нашей уязвимости, если мы не вмещающий этнос, который не может защитить и наполнить содержанием собственную государственность демографическим превалированием, то нам необходимо создать подушку безопасности в институционально – правовом поле, которая навсегда закрепит основы этнической государственности. Это ни в коей мере не войдет в противоречие с международными этическими нормами и будет нацелено на построение безопасного, комфортного, экономически стабильного для всего народа Абхазии государства.
Суть реформы:
1. Расширяется состав Парламента, в котором, в основном, все этнические группы страны представлены пропорционально их численности. На эту палату ложится основная часть законотворческой деятельности и ей подотчетна Контрольная палата. Также она утверждает бюджет, государственные программы и в рамках своей компетенции вправе требовать отчетов всех ветвей власти.
2. Руководители региональных и местных органов самоуправления избираются по принципу прямых, свободных и открытых выборов. Возможен вариант закрытых выборов Собранием органа самоуправления, но только из числа его членов. Законодательно четко разграничиваются полномочия местных и республиканских органов управления.
3. Способом ответственного делегирования формируется Палата Представителей, которая наделяется следующими полномочиями:
– правом вето на законодательные акты с точки зрения угроз национальной безопасности,
– избрание Главы исполнительной власти, глав Конституционного суда, Совета безопасности, Верховного суда и Генеральной прокуратуры,
– рассмотрение и оценка отчетов вышеуказанных должностных лиц.
Руководителем государства становится Глава исполнительной власти, причем кандидаты на эту должность могут выдвигаться как самостоятельно, так и от партии и Парламента, представляться Палате Представителей со своими программами или видением реализации уже принятых программ и будет избираться открытым голосованием простым большинством.
При создании двухпалатной системы с широким народным представительством мы получаем прямое народовластие, подлинную независимость и подотчетность всех ветвей власти. В этой модели, действие императивного мандата (отзыв в случае необходимости), распространяется не только на делегатов Палаты Представителей и депутатов Парламента, но и на руководителей всех ветвей власти, что гарантирует минимизацию коррупции и выполнение программных обещании и обязательств в заявленные сроки.
Конечно же, предлагаемую систему можно подвергать критике, отвергать ее с точки зрения Основного Закона, но при доброй воле можно найти способ реализации в действующем правовом поле, не противоречащем международным нормам. Кроме этого она снимет ряд накопившихся годами проблем и имеет следующие преимущества:
– через делегирование в Палате Представителей достигается максимальный уровень народовластия и усиливается роль родовой корпорации, как основы абхазского общества,
– будут отменены прямые выборы главы государства, что каждый раз вызывает очередную волну противостояния и раскол в обществе,
– Палата Представителей становится постоянно действующим органом верховной власти, и ротация в ней будет осуществляться только через отзыв императивного мандата.
06.09.2013 г.
Фонд экспертного содействия
«Айнар»