Анри Джергения комментирует действия властей по выдаче паспортов
У каждого государства есть свои первостепенной важности приоритетные проблемы. Для нас, со времен махаджирства, это вопросы демографии и национального языка. И если наше государство не сможет правильно, с учетом интересов абхазского народа не сможет решить эти проблемы, нам придется расстаться с идеей создания независимого абхазского государства. Поспешность, с которой нынешняя власть пытается решить, порой с нарушением законов вопросы, связанные с предоставлением гражданства и паспортизации может перечеркнуть все то, за что боролся наш народ практически весь 20 век. Удивляет, что это не могут понять некоторые наши войны, герои вооруженной борьбы за суверенитет государства. А вот в Тбилиси, это хорошо понимают и помнят. За весь советский период нашего сосуществования в одном государстве, они занимались изменением демографической ситуации в Абхазии, путем заселения лицами грузинской национальности. Тогда делалось это очень хитро, под лозунгами всемирного пролетарского братства, близости, а иногда и идентичности грузинского и абхазского народов.
Таким образом, на территории Абхазии в результате протекционистской деятельности наших властей создается резерв управляемого из Тбилиси электората, который будет по любому вопросу голосовать, как ему прикажут из Грузии, в том числе и по вопросу о суверенитете Абхазского государства.
Осуществлялось это целенаправленно, для того, чтобы в один прекрасный момент заявить, что абхазской нации нет, а слово Абхазия является географическим понятием. В этом процессе скрытно принимал участие и направлял его «хозяин государства», по-другому его не назовешь, Иосиф Сталин. Хочу напомнить один малоупоминаемый факт – это его последняя работа «Марксизм и языкознание», не представляющее никакого научного интереса и давно всеми забытая, в ней была заложена идея, и я думаю, если бы Сталин не умер, она была бы реализована – идея теоретического обоснования грузинизации абхазского и некоторых северокавказских народов и ее, как явление, в лингвистической науке в голодные послевоенные годы изучал весь Советский Союз. Использовались и другие методы грузинизации Абхазии об этом много говорилось и писалось. Не буду повторяться. Однако, нельзя не сказать, что всегда находились абхазы, которые осознанно или неосознанно способствовали грузинизации Абхазии, а порой их просто обманывали. Так после тбилисских событий 1956 года, возникла реальная возможность выхода Абхазии из состава Грузии. Этот вопрос мог быть решен Никитой Хрущевым, как и проблема Крыма. Но руководителям Абхазии в Тбилиси было сказано, что им предоставляется полная свобода в вопросах внутреннего самоуправления. Поверили. А заселение Абхазии грузинами не прекращалось. Чем все это закончилось известно – народ был вынужден с оружием в руках отстаивать свою этническую идентичность и создание своего государства.
После победы в сентябре 1993 года возникла проблема возращения беженцев. Как известно, западные страны и по сегодняшний день выступают против независимости Абхазии. В России в ельцинские времена отношение к нам было тоже неоднозначное. В настоящее время мы можем рассчитывать на поддержку России. Западные политики хорошо понимали, что реализация плана по огульному возращению беженцев в Абхазию приведет вновь к той же ситуации, что в 1992-93 гг. При изменении демографической ситуации Абхазии в пользу грузин сделает невозможным сохранение независимого Абхазского государства.
Как и обычно, на вооружение были взяты внешнепривлекательные и заманчивые лозунги – о гуманитарном характере возращения беженцев, о восстановлении справедливости и т.д. Когда со мной заводили такие разговоры, я спрашивал: где вы решили эти проблемы, как вы предлагаете сделать в Абхазии? Не разу я не получил на это ответ.
Проблема беженцев в современном мире как никогда актуальна. Это и ситуация в Палестине, Сирии, африканском Магрибе и т.д. Израиль захватил большую часть арабского государства Палестина, Голландские высоты, принадлежащие Сирии. Есть решения СБ ООН о необходимости возврата этих земель и беженцев. Израиль не выполняет их. Более того он продолжает застраивать захваченные земли, демонстрируя, что не собирается оттуда уходить. Ни одно из западных государств, ни разу не ставило вопроса о применении санкций против Израиля. Наоборот и США и другие страны, как помогали, своему союзнику Израилю, в политическом, экономическом, финансовом и военном положении, так и продолжают помогать. И поэтому когда нам говорят, что возращение беженцев чисто гуманитарная акция – это надо расценивать как лукавство.
Отношение западных стран к проблеме беженцев, как впрочем, и ко всем другим спорным проблемам характеризуется двойными стандартами – одни для «своих», другие для «чужих». Мы являемся для них «чужими», и поэтому, ко всем их предложениям, надо относиться с опаской. Это хорошо понимал Владислав Ардзинба. И поэтому к проблеме возращения беженцев он относился очень осторожно, исходя из интересов нашего народа и нашего государства.
В апреле 1994 года было подписано «Четырехстороннее Соглашение о добровольном возращении беженцев и перемещенных лиц», в котором было указано, кто и при каких условиях вправе возвращаться к местам прежнего проживания. Как видно из самого названия документа речь шла о двух категориях возвращающихся «беженцах» и «перемещенных лицах». Согласно нормам международного права, беженцами являются лица, возвращающиеся из других государств, в том числе и из Грузии. Что же касается их дальнейшего правового статуса, он должен был определяться законодательством Республики Абхазия. Основополагающими нормативными актами в этом являются Конституция и Закон о гражданстве Республики Абхазии 2005 года. Главным условием, предоставления гражданства возвращающимся согласно этим нормативным актам является то, что они не могут иметь двойного гражданства Абхазии и Грузии независимого от того когда они вернулись в Абхазию и сколько времени они здесь проживали. После подписания четырехстороннего Соглашения был разработан механизм их возращения. Но из-за возникших сложностей, в том числе и майских событий 98 года и т.д., этот механизм не заработал. А процесс возращения беженцев принял неуправляемый, хаотичный характер. В связи с этим Владислав Ардзинба в декабре 1998 года принял решение о предоставлении всем беженцам из Галского района права на возращение. Осуществление этого процесса должно было происходить планомерно при взаимодействии властей Абхазии и Грузии. Представители нашей нынешней власти, ссылаясь на интервью Ардзинба грузинскому телевидению, стали утверждать, что он имел ввиду автоматические предоставление гражданства и выдачу паспортов всем возвращающимся. Этого Владислав Ардзинба не говорил. На самом деле он сказал, что это возращение является гуманитарной акцией, то есть разрешением вернуться в свои дома. И не более. Он прямо сказал, что это решение нельзя рассматривать как способ распространения юрисдикции Грузии на территорию Абхазии и нигде он не говорит, что вернувшиеся сразу по возращению становятся гражданами Абхазии.
Из СМИ известно, что в Галском, Очамчирском, Ткуарчальском районах созданы комиссии по осуществлению паспортизации жителей этих районов. Я не видел документов, на основании которых созданы эти комиссии, какие у них функции и сведений о результатах их деятельности. Но по слухам, они созданы по устному указанию президента. Могу только категорически утверждать, что решение этих комиссий не должны противоречить Конституции и закону о гражданстве. И как указывал я выше, предоставление гражданства с последующей выдачей паспортов, лицам, имеющим грузинское гражданство, должно быть исключено. Из того что мне известно, власть, (я имею в виду руководство страны, после В. Ардзинба) по непонятным причинам, пытается осуществить в ускоренном и упрощенном порядке предоставление гражданства и выдачу паспортов, в нарушение закона о гражданстве 2005 года, что называется «тихой сапой». Сперва, 31 июля 2009 года за день до ухода на каникулы Парламент вносит изменения в закон о гражданстве, согласно которому все жители Галского района без выполнения необходимых процедур получили право на предоставление гражданств РА. Однако, после публичных возмущений граждан Абхазии, эта поправка была отменена. И вот вместо нее появились районные комиссии, которые получили право окольным путем решать этот вопрос. Сторонники ускоренного решения вопроса о гражданстве, пытаются убедить, что вытекает из заявления Ардзинба, при этом они не обращают внимания на то, что говорил Ардзинба о необходимости взаимодействия властей Абхазии и Грузии. Это взаимодействие предполагало выработку совместного механизма по реализации его предложений. Сделать было просто – надо было затребовать и получить из Грузии списки беженцев являющихся гражданами Грузии в соответствии с чем, они получают пенсии и пособия – этого не было сделано. Отказ властей Грузии от предоставления, такого списка стал бы свидетельством, что они будут пытаться заселить Юго-Восточные районы Абхазии гражданами Грузии, против чего выступал Ардзинба.
Нынешняя практика паспортизации свидетельствует о том, что проверка наличия грузинского гражданства носит формальный, поверхностный характер. Для этого достаточно только заявления заинтересованного лица в отказе от него, хотя такие заявления без соответствующих решений, уполномоченных на это органов власти Грузии никаких правовых последствий не влечет, то есть заявители остаются гражданами Грузии. Об этом известно и нашим властям, тем не менее формальным отказникам выдаются абхазские паспорта. После чего они становятся одновременно и гражданами Грузии и гражданами Абхазии.
Именно это имел ввиду Ардзинба говоря о том, что его решение о возращении беженцев в Галский районе не должно расцениваться как распространение юрисдикции Грузии на территорию Абхазии. И именно от этого он предостерегал. Таким образом, на территорию Абхазии в результате протекционистской деятельности наших властей создается резерв управляемого из Тбилиси электората, который будет по любому вопросу голосовать, как ему прикажут из Грузии, в том числе и по вопросу о суверенитете Абхазского государства.
Сложившееся положение можно исправить. Надуюсь, что созданная недавно парламентская комиссия по изучению проблем связанных с предоставлением гражданства и паспортизации сможет выявить все нарушения в этой сфере и указать пути их исправления.
С моей точки зрения проверку стоит распространить на все районы Абхазии. И еще одно замечание – деятельность органов исполнительной власти и законотворчества должно быть направлено на выполнения стоящих перед государством задач. Нет откуда-то свыше данных норм и правил. Каждое государство принимает те или иные законы или подзаконные акты и реализуя их должно исходить из своих интересов, а не из того чтобы кому-то понравиться. Возможно, в этой связи необходимо изучит все нормативные акты регулирующие эти отношения. Нет сомнений, что при наличии политической воли возможно решение этих проблем и с учетом мировой практики и с учетом интересов нашего народа.
Анри Джергения