О проблемах оздоровления экономики шла речь на встрече и.о. вице-премьера Беслана Бутба с предпринимателями Абхазии, состоявшейся в четверг, 17 июля. Предприниматели предложили правительству ряд мер, направленных на оздоровление малого и среднего бизнеса.
Ознакомившись с материалами совещания на тему экономики и бизнеса, которое провел вице-премьер правительства Б.Бутба, я решил высказать свое мнение по некоторым вопросам.
Первое, что хотелось бы отметить, это важность самого события. Ведь до этого никто из высших руководителей государства не интересовался мнением экспертов и бизнесменов в части касающегося поиска путей построения национальной экономики.
Следует отметить и довольно большой разброс поднятых вопросов. Понравилось же и обнадежило то, что несколько раз прозвучали предложения о необходимости осуществления реформ, а так же систематизации процесса планирования действий правительства в деле построения национальной экономики.
Большая часть выступавших, особенно бизнесмены, лишь констатировали состояние дел в своих отраслях, сопровождая это справедливым требованием создания им более благоприятных условий хозяйствования. Но были и вполне конкретные предложения, в частности, о необходимости упорядочения системы учета (что в действительности является одним из обязательных условий обеспечения успешности государства), а так же создания государственного маркетингового центра для обслуживания национального бизнеса. Особо выделил бы и впервые прозвучавшее в стране из уст должностного лица, очень важное и правильное утверждение Бутба, что иностранные инвестиции не панацея, и, что иностранные инвесторы не обеспечат развитие экономики Абхазии в интересах ее граждан, поскольку их интерес заключается в получении максимальной прибыли. Но, несмотря на важность, данное утверждение касается того, чего не надо делать, тогда как страна сегодня нуждается в конструктивных предложениях, сформулированных хотя бы на концептуальном уровне. Никаких конструктивных предложений озвучено не было. Это означает, что существует вероятность того, что возникнут проблемы не только с созданием инфраструктуры, обеспечивающей эффективность экономики, но даже с правильной постановкой задачи ее создания. Последнее и побудило меня высказать несколько своих соображений в виде логических цепочек состоящих из аксиом, которые, на мой взгляд, могут помочь как в постановке так и в решении основной задачи – создании эффективной, конкурентоспособной экономики.
– Современные государства развиваются и богатеют и только создавая добавленную стоимость (ДС). Наиболее успешными (эффективными) являются государства создающие в минимум времени максимум ДС, из чего следует, что скорость создания богатств обеспечивающих развитие, является одним из важнейших факторов в деле обеспечения конкурентоспособности государства.
– Чем больше ДС создает государство, тем оно успешней, и чем больше национальных богатств (НБ) оно способно вовлечь в процесс экономических отношений, тем больше ДС оно создает. Это означает, что нам предстоит решить задачу вовлечения в экономический оборот максимального объема наших НБ, что потребует создания: методологий адаптированных к местным условиям; правовой базы позволяющей формализовать и преобразовывать НБ в разные формы активов и капиталов; сложнейшей системы состоящих из множества структур и ведомств, многих из которых никогда не существовало в Абхазии.
– Государство может быть эффективным только, обладая большим количеством крепких предприятий успешных как на внутреннем так и на внешних рынках. Успешными же предприятия могут быть только в крепком государстве. Но, ни того ни другого у нас нет. Но это кажущийся на первый взгляд замкнутый круг, который, кстати, мы не можем разомкнуть более двадцати лет, размыкается с помощью полноценной финансово-банковской системы способной создавать качественную национальную валюту и насыщать ею экономику в объеме необходимом для ее полноценного функционирования и развития. Имея такой институт как суверенное государство, обладающее правом легально создавать самый рентабельный в мире продукт – фиатные деньги, являющиеся необходимым условием в деле обеспечения эффективности государства, как минимум глупо не создавать их. Ну а как их создать в необходимом объеме в безинфляционном режиме, это уже серьезное ноу-хау, следовательно, тема отдельного разговора.
В дополнение к вышесказанному, с целью радикализации своей аргументационной базы, я позволю себе еще несколько аксиоматических утверждений, а так же вытекающих из них выводов. Первое. Если у государства нет в достаточном количестве денег, то любые, даже самые гениальные стратегии, программы или планы так и останутся на стадии намерений. Второе. . В странах испытывающих дефицит денег, их стоимость всегда будет высокой, что обессмысливает инвестиции в них, поскольку высокая стоимость создания производства, лишает его продукцию конкурентоспособности. Третье Государство может успешно развиваться только в условиях финансового изобилия. Вывод: при осуществлении реформ, создание финансовой системы и денег в виде национальной валюты, должно предшествовать всем остальным действиям правительства.
Реформы необходимы, и начинать их нужно с создания центра стратегического планирования, которому власть должна спустить правильно сформулированное техническое задание. Нужен и предложенный на совещании маркетинговый центр, но он должен быть частью центра, на базе которого должны создаваться интеллектуальные продукты, на основе которых будут осуществляться реформы и строиться государство.
Но всему вышеописанному должно предшествовать целеполагание – постановка доктринальной цели нации и государства, поскольку при ее отсутствии невозможно определить и «путь» ведущий к ней, т.е., решить задачи позволяющие достичь поставленной цели. Я бы в качестве доктринальных целей нации и государства, которые должны стать реперными вехами с которыми нужно будет сверять дальнейшие действия руководства, определил бы сохранение национальных богатств под контролем народа Абхазии, а так же создание условий обеспечивающих стабильное развитие государства и общества.
Анатолий Отырба