Сегодня, 21 мая 2014 года, в городе Гагра, тихо и совсем спокойно, ни каких дел, хотя могло быть по другому…
Сегодня исполняется ровно 150 лет со дня окончания Русско-Кавказской войны. В мире эту войну называют «самой кровавой» и длилось она более полвека, правда, многие правоведы-международники и политики считают, что это война ещё идет, не закончилась! После окончания любой войны должен появиться какой-то документ, а здесь его нет!
В Абхазии после Русско-Кавказской войны многое изменилось, появились разные люди, среди них были купцы и помещики. «Благодоря» этой страшной войны и после лишения Абхазии всех политических прав, появился и Принц Ольденбурский в г.Гагра, который, между прочим был государственным чиновником царской России. Потом, после свержения царя, если помещики Игумнов и Смецкой и многие другие из Абхазии не убежали, а наш (точнее Ваш) Принц, как получил информацию о свержении царя, в тот же вечер убежал! Правда, он не смог забрать с собой парк, который успел разбить или здания, гостиницы которые были построены здесь на абхазской земле.
Наши современники которые не могут успокоиться в течении целого года, – днём и ночью мечтает увековечить память Принцу, говорят, мол, «он всё оставил в Абхазии», забывая, что если у нас, многие уходя из Абхазии кое-что «оставляли», в таких случаях, что мы должны сделать?…
Передо мною лежит письмо Главы Администрации Гагрского района Еник Г.Р. на имя Председателя Собрания Гагрского района Алшундба Р.Г. «Администрация Гагрского района обращается к Вам с просьбой вынести на рассмотрение Собрания Гагрского района вопрос об установлении бюста Принца А.П.Ольденбурского на территории Парка им. Ольденбургского».
После этого текста, один за другим, ко мне приходят много вопросов:
– может быть историю пересмотреть (убрать не выгодную страницу на выгодную) сделать так, чтобы нашему Северному Соседу было приятно, он ведь, ещё и деньгами помогает?
– может быть, надо увековечивать всех завоевателей и они, уходя, здесь оставляли «нажитое»?
– может быть, увековечить память, благодоря которого мы имеем такую набережную в г. Сухум, он ведь в Тбилиси не увез и Сухумский фуникулер?
Сегодня кто-то может сказать, давайте увековечим этого Мгеладзе!
Может быть, надо увековечивать тех архитекторов, инженеров-строителей кто в Абхазии строил наши железнодорожные вокзалы, мосты и дороги?
Может быть, о махаджирстве и наших соотечественниках надо меньше думать и говорить?
Может быть, нынешний состав Парламента РА захочет отменить Постановление Парламента РА второго созыва, в котором было названо, Русско-Кавказская война для абхазского народа является геноцидом(?), – тем более у них есть опыт «дружно» голосовать!
Может быть, по данному вопросу – Принца Ольденбургского провести местный референдум?!
Сколько вопросов возникает, лучше остановиться…
В г. Гагра всё спокойно, забыто, и ничего не помнится!
P.S. Те кто доказывали, (на конференции организованным Абхазским институтом по вопросу Принца Ольденбургского) что «Принц Ольденбургский был хорошим и Царь Николай II к абхазам относился нормально», пусть прочтут научную статью Омара Бейгуа в переводе Октая Чкоту. Там описывается страшная картина что происходило в 1902 году в Батуме, – пусть наши учёные задумаются! Если Царь Николай II относился бы к абхазам неплохо, то такие страшные события не могли бы происходить в 1902 году!
Тенгиз Габуния
Зам. Председателя Собрания
Гагрского района.