Поправки к закону не удалось продавить через парламент. Парламент остался без кворума
30 января на сессию парламента был вынесен Конституционный Закон о поправке в Конституцию, предусматривающий внесение поправок в несколько статей Конституции. Сессия началась с предложения Даура Аршба «ввиду важности и значимости рассматриваемого сегодня вопроса и ввиду того, что есть несогласованные моменты, хотел бы внести предложение перенести рассмотрение данного вопроса и отложить сессию».
Предложение депутата не было услышано и спикер поставил на голосование повестку дня, состоящую из одного вопроса – внесения поправок в Конституцию.
Из 31 депутата присутствующего на сессии голоса распределились так 11:18:2. И это означало, что поправки в Конституцию не будут приняты парламентом, так как для их внесения необходимо квалифицированное большинство – 23 голоса.
На это и обратил внимание депутатов и спикера Аслан Кобахия. «Все идет к тому, что мы усугубим ситуацию и не сможем принять данную поправку. Если это произойдет, мы в течение года к этому вопросу не вернемся».
Даур Аршба: Для депутатов это не новость я еще на предварительном совещании вчера, озвучивал эту мысль, что ввиду важности и значимости рассматриваемого сегодня вопроса и ввиду того, что есть несогласованные моменты, хотел бы внести предложение перенести рассмотрение данного вопроса и отложить сессию.
Аслан Кобахия: Я вчера это говорил и сейчас повторю ввиду важности и значимости рассматриваемого нами конституционного закона для принятия, которого необходимо согласие депутатского корпуса как минимум 23 голоса. Все идет к тому, что мы усугубим ситуацию и не сможем принять данную поправку. Если это произойдет мы в течении года к этому вопросу не вернемся.
Заседание сессии покидают депутаты Аслан Кобахия и Кан Кварчия
Рауль Хаджимба: Вчера мне было заявлено, что наше мнение подвержено влиянию извне. Действительно, я являюсь участником рабочей группы и в целом согласился с представленным проектом и в нем были учтены и мои предложения. Но я не связан никакими обязательствами перед кем-либо, кроме избирателей. К ним относятся все члены нашего общества объединенные в различные партии и организации с мнением которых не считаться мы не имеем право. Данный проект я обсуждал с представителями нашего общества. После того как мыс вами обговорили все эти моменты. Возникли вопросы и сомнения я поделился и со своими сторонними и со спикером .Я не могу себе позволить говорить на заседании рабочей группы одно, а на сессии голосовать за другое – не могу. Об этом я сказал вчера на заседании рабочей группы и в ответ посыпались обвинения в подверженности влиянию со стороны и политической ангажированности. Хочу заметить всем, что никогда не спекулировал своим именем, ни своими принципами, в отличие от некоторых… и могу напомнить о первой сессии, когда мнение одного лица стало решающим.
Теперь по самому законопроекту. С чем связана такая поспешность? Если вы сами говорите, что 4 года этот законопроект обсуждался. Что измениться от того, что мы еще доработаем его и примем консенсусное решение и снимем те противоречия, которые возникли сегодня.
Но когда нас начинают убеждать тем, что «с таким трудом удалось убедить президента» в части касающейся сроков полномочий судей – это наивность умиляет. Президент говорит о сроках как о норм, которая стала новеллой. Я еще раз подчеркну, что порядок формирования важнее чем все остальные вопросы. Порядок формирования судебной системы, а тем более конституционного суда, должен быть принят на основе консенсуса, а потом выносить законопроект. Мы за этот законопроект, но в него необходимо внести коррективы, которые бы позволили принять его в целом.
Заседание сессии покидает депутат Рауль Хаджимба
Валерий Бганба: для меня было важно, чтоб вы как член рабочей группы сказали, что вы били согласны с данным законопроектом…
Даур Аршба: Валерий Рамшухович, вы меня не можете обвинить, что я с вашим мнением был изначально согласен
Дмитрий Шамба: Мне понятна ваша позиция и не только мне всем…
Даур Аршба: Ты пока еще не понял, мы тебе разъясним
Заседание сессии покидают депутаты Даур Аршба и Апполон Гургулия
Дмитрий Шамба: В 2005 году была создана комиссия по конституционной реформе в основе представительства разных политических сил. И в работе комиссии принимали участие три кандидата в президенты (2004 год). И предложения в пятую и седьмую главу были рассмотрены в том числе и с участием в тот момент вице-президента Хаджимба. В 2006 году они были одобрены и опубликованы. И неоднократно Сергей Багапш обращался ко всем политическим силам, чтобы направляли в комиссию свои предложения. Ни одной поправки до вчерашнего утра по способу формирования конституционного суда не поступало. В 2009 году была создана согласительная комиссия с участием депутата Даура Аршба, который подготавливал данный проект к рассмотрению в парламенте и принятию в первом чтении и не возникали вопросы по способу формирования Конституционного суда. Мы часто слышим требования на митингах, круглых столах о реформах, о конституционном суде не выслушав позицию президента по этому вопросу, а, иногда просто не желая ее слышать, заявляют что президент против реформ. Хочу напомнить что в 12 году в своем послании президент обращаясь к вам призывал рассмотреть принятый в двух чтениях проект конституционного закона о поправках к конституции, чтобы мы могли учредить Конституционный уд. Прошло более года, после этого обращения. Целый год работала рабочая группа – мы вынесли на парламент проект, и оказалось, что мы спешим и не даем время выработать предложения. Призываю всех отложить в сторону политические разногласия и подойти взвешено к этому вопросу. И сегодня поведение ваших коллег о многом говорит…
Ахра Бжания: В принципе этот законопроект я поддерживаю, но хочу сказать, что нельзя игнорировать реальность. Я не скажу ничего нового если сообщу, что большинство наших коллег ознакомилось с законопроектом совершенно недавно. И у них не было достаточного времени на детальное ознакомление с ним. То же самое произошло с представителями общественности – партий, движений и других общественных организаций, собственно говоря те, ради кого мы и создаем этот закон. Когда проходили консультации несколько дней назад я выразил такую же точку зрения – я считаю, что в принятии важных решений, судьбоносных решений, какими являются конституционные решения не может быть излишних консультаций. Если есть возможность провести дополнительные встречи, прийти к консенсусу, то такие консультации надо провести. Такой подход соответствовал бы нашей абхазской морали. Мне казалось бы что к предложениям озвученным здесь надо отнестись с вниманием и чуткостью и учесть мнение коллег. Поэтому я попроси бы вас принять решение о небольшой отсрочке рассмотрения законопроекта.
Валерий Бганба: Я буду выполнять решение большинства о вынесении этого вопроса на сессию. Извините ребята решение принято. Можно и десять слов и двадцать когда начнем обсуждение. И двадцать ради бога…
Заседание сессии покидают депутаты Роберт Яйлян и Ахра Бжания
Валерий Бганба: Мне очень неприятно, что сегодняшнее наше заседание – оно особое, потому что мы вносим лепту в историю абхазского парламентаризма. Мы рассматриваем вопросы изменения Конституции, при чем не какие-то легкие поправки, а конституционные реформы, о котором говорит общество больше полутора лет. Я попрошу послушать. Это действительно важно для государства создание такого института как Конституционный суд. Мы увеличиваем сроки пребывания судей на своей должности до 10 лет. Для независимости судей это огромной важности вопрос.
Артур Миквабия: Я думаю, что не надо устраивать политический кризис в парламенте из-за вопроса переноса рассмотрения. Зачем вы его устраиваете? Если Сегодня не пройдет этот зако, что мы будем делать?
Валерий Бганба: Уважаемые коллеги, было голосование. Большинство депутатов приняли решение. По сути, кризис был во вторник вечером, когда какое-то давление на депутатов оппозиции было оказано.
Артур Миквабия: Если Сегодня не пройдет этот закон, что мы будем делать?
Валерий Бганба: Ничего не будем делать
Вячеслав Агрба: Валерий Рамшугович, можно уже приступить к докладу?
Заседание сессии покидает депутат Беслан Цвинария. Кворума нет, но заседание продолжается.
Проект закона представляет Вячеслав Агрба.
Валерий Бганба: Он представляет проект, который проголосован в рабочей группе. Единогласно. А как будут голосовать депутаты, посмотрим.
Леонид Чамагуа: Мы видим какая складывается ситуация мы видим что происходит . Мы находимся на грани того, что закон не пройдет. Я выйду, чтобы не было кворума – попробуем договориться.
Валерий Бганба: Это не позиция депутата. Тогда голосуй если ты за то, чтобы закон был.
Леонид Чамагуа: Мы сейчас идем сознательно к тому, чтобы закон не был принят.
Ахра Квеквескири: Почему мы ведем я не могу понять?
Леонид Чамагуа: У нас сложилась ситуация, что закон не пройдет и будет отложен на год
Ахра Квеквескири: Почему не пройдет не могу понять?
Леонид Чамагуа: Посчитайте, кворума нет. Подумайте на ход вперед. У нас есть возможность до следующей сессии попытаться договориться. Зачем это делать. Сейчас мы зарубим и еще год конституционной реформы не будет .
Заседание сессии покидает депутат Леонид Чамагуа.
Из-за отсутствия кворума сессия парламента переносится на 5 февраля. Это и предлагало парламентское меньшинство в самом начале сессии.