Идее ассоциированных отношений, казалось бы, отжившей себя в силу кардинально изменившейся с 2000 годов ситуации, наверное, и не стоило уделять столько времени и внимания и отнести ее к разряду «нелепых случайностей», если бы она не была так целенаправленно подхвачена политтехнологами разных мастей. Поэтому поговорим о политтехнологах.
В романе Даура Зантария «Золотое колесо» есть герой – велосипедист, который появляется в странах накануне конфликтов. Отметив эту «особенность» престарелого спортсмена руководители Абхазии пытаются найти благовидный предлог, чтобы отказать ему в возможности появления в Абхазии.
Заезжие политтехнологи и их синхронная работа с обществом, накануне общенационального схода, назначенного оппозицией на 27 мая – это обновленный вариант велосипедиста. Политологи – это своеобразные черные вороны и поэтому недооценивать десант института социального маркетинга «ИНОСМАР» высадившийся в Абхазии не стоит.
Лозунг института, прописанного на Петровке – «Думаем для вас». «Иносмар» проводит все виды социально-экономических и политических исследований и представляет аналитические отчеты с практическими рекомендациями. О серьезности «исследователя» говорят его постоянные клиенты – Международная финансовая корпорация (IFC) Мировой банк (World Bank), Intermedia (США) и др.
О проведении опроса ничего не известно научным организациям Абхазии, которые, обычно, либо ставятся в известность, либо принимаются участие в опросе. Специально обученные интервьюеры (в основном не местные) предлагают ответить на 10- страничную анкету в большей частью жителям старшего поколения. От интервьюера требуется строго «следить за квотами»! Сами опросные листы людям в руки не давались – их заполняли интервьюеры.
Прикрывает мероприятие на официальном уровне вице-премьер Александр Страничкин. Как утверждает вице-премьер – высшее политическое руководство в курсе проводимого опроса, но он «не может отвечать за них – давали они согласие или нет».
Хотите верьте, хотите нет, но вице-премьер Страничкин «сам по себе» в этом качестве он направлял письма главам администрации с просьбой о содействии проводимому опросу, видимо сугубо из доброты душевной.
Не смог Страничкин, даже «сам по себе», ответить и на вопросы, чей заказ выполняют политтехнологи и кто оплачивает их услуги, проживание в гостинице и т.д.? От интервью, понятно, отказался.
Что касается версий официальных лиц (которые, понятно, желают остаться неизвестными) о причастности высшего политического руководства страны к проведению опроса – то они колеблются от прямого заказа, до конфликта Анкваба с политтехнологами.
Но вернемся к опросному листу. Вопросы разные – от национальной принадлежности и социального статуса, до внутри и внешнеполитических предпочтений. Интересует «исследователей» отношение к независимости нашей страны, к абхазской церкви, к репатриации, к железной дороге через Грузию, к добыче нефти…
А как вам такой вопрос интервьюера: «Сейчас я буду называть национальности, представители которых живут в Абхазии. Ответьте, пожалуйста, как вы лично относитесь к армянам, грузинам, евреям, мегрелам, черкесам, абхазам, русским, грекам, украинцам».
Или вот такой вопрос, в котором опрашиваемым навязывается утверждение о существовании неких «программ» и делается акцент на вероисповедание репатриантов. «Как Вы относитесь к программам возвращения в Абхазию мухаджиров, абхазов-мусульман?»
В перечне вопросов прослеживаются и такие, которые можно отнести к разряду плохого владения ситуацией, что плохо укладывается в логику и скорее свидетельствует о преднамеренной попытке манипуляции общественным мнением.
Последний вопрос в опроснике не может не вызвать умиления – он о настроении опрашиваемого в последнее время…