22 июля состоялось заседание Координационного совета политических партий и общественных движений Республики Абхазия. Повестка дня заседания включала в себя семь вопросов, основными из которых были проведение научной конференции, посвященной 20–летию Победы, проведение республиканской научной конференции, посвященной вопросам реформирования государственной власти, разработка программы социально-экономического развития Абхазии (проект Координационного совета), о паспортизации, логотипе Координационного совета и другие.
Участники заседания Координационного совета приняли заявление.
ЗАЯВЛЕНИЕ Координационного совета политических партий и общественных движений Республики Абхазия
Как известно, в ответ на Декларацию политических партий и общественных организаций, Президент Республики Абхазия А. Анкваб, заявил о готовности к диалогу. Вместе с тем, он выразил несогласие с содержащейся в Декларации оценкой социально-экономической и политической ситуации в стране, назвав ее безответственной.
В этой связи хотим подчеркнуть, что различные политические и общественные организации создали Координационный совет именно потому, что ощущают высокую ответственность за судьбу государства и понимают, что для преодоления кризиса в стране необходимо объединение усилий всего общества.
Не только в наших организациях, но и у подавляющего большинства граждан сложилось устойчивое мнение, что в стране происходят деструктивные процессы, и это является прямым следствием неэффективной работы органов государственной власти.
Среди наиболее ярких примеров этого следует отметить следующие:
1. В результате незаконной паспортизации вернувшихся в Галский, Очамчырский и Ткуарчалский районы лиц, являющихся гражданами Грузии, возникла реальная опасность распространения политического влияния враждебного государства на территорию Абхазии. Прямую ответственность за это несут Президент и другие представители органов власти, которыми, в нарушение Закона о гражданстве, была организована кампания массовой выдачи паспортов.
2. Власть демонстрирует неспособность и нежелание выработать программу социально-экономического развития на длительную перспективу, в результате чего отсутствует осмысленный подход к вопросам государственного строительства во всех сферах.
Именно поэтому не развивается реальный сектор экономики, не создаются новые и закрываются уже имеющиеся предприятия, а безработица превысила 70% от трудоспособного населения.
3. В стране отсутствует элементарный правопорядок. Не гарантированы безопасность жизни и имущества граждан. Эта проблема носит крайне острый характер, препятствуя развитию деловой активности, привлечению инвестиций, подрывая имидж нашего государства. Достаточно ознакомиться с многочисленными отзывами об отдыхе в Абхазии, чтобы понять, что идет неуклонный процесс разрушения туристической привлекательности нашей страны, а эта сфера является основой нашей экономики.
4. Коррупция в Абхазии приобрела такие масштабы и глубину проникновения, что уже воспринимается как неизбежное зло. Она процветает в таких сферах как строительство, формирование бюджета, медицина, образование, судопроизводство, трудоустройство и т. д. И мы не видим ни малейших попыток власти системно бороться с этой болезнью, поразившей весь государственный организм. Это стало очевидным и для наших стратегических партнеров. Свидетельством этого, в частности, являются заявление помощника президента России Т. А. Голиковой, а также размещенная на официальном сайте МИД России информация о том, что «одним из основных факторов, негативно влияющих на деловой климат в Абхазии, представители российского бизнеса считают коррумпированность государственных органов».
5. Государство самоустранилось от решения проблем экономического восстановления села, являющегося основой сохранения абхазского народа, нашего родного языка и традиционной культуры. Согласно статистическим данным, в селах проживает около 119 тыс. человек. Количество же занятых в сельхозпроизводстве за последние 10 лет сократилось в 10 раз, и на сегодняшний день составляет всего около 350 человек. Фактически в стране нет сельхозпроизводства, а это означает, что отток населения из сел будет продолжаться. Это ведет к непоправимым последствиям для демографической и экономической ситуации в стране. Нет сомнения, что наши опустевшие земли в скором будущем будут заселены, прежде всего, теми, кому с такой безответственной поспешностью сегодня выдаются паспорта.
6. Очевидным фактом являются бесхозяйственность и разбазаривание государственного имущества. Достаточно вспомнить примеры Сухум ГЭС, санатория МВО, Сухумского мелькомбината и многое другое.
7. Финансовая политика властей неминуемо ведет страну к банкротству. Подтверждением этому является около 3 млрд. рублей невозвращенных кредитов, фактический развал банковского сектора и концентрация движения капитала в узком кругу избранных.
Кроме того, без ратификации Парламентом были реализованы соглашения о международном экспортном кредите на восстановление железной дороги и банковском кредите. В результате, страна будет вынуждена выплачивать долг в 2 млрд. 700 млн. рублей за экономически необоснованные проекты. При этом совершенно непонятно за счет каких средств будут погашаться эти кредиты. Несмотря на это, национальным банком в Приднестровье был взят новый кредит в размере 250 млн. рублей. Эти средства были зачислены на счет минфина для выплаты внутренних задолженностей. Таким образом, власти фактически загоняют страну в неоплатную долговую яму.
8. На фоне экономического кризиса происходит неуклонный рост расходов на содержание госаппарата. В частности, только на содержание госохраны с 2006 г. расходы выросли 8 раз – с 12 до 96 млн. рублей.
9. Власть крайне безответственно отнеслась к возможности дальнейшего государственного строительства и восстановления экономики при поддержке нашего стратегического партнера. Большая часть средств российской помощи пошла на строительство и восстановление объектов, неспособных дать экономической отдачи. Кроме того, акты проверки Счетной палаты, выявили завышение стоимости выполненных работ на сумму свыше 700 млн. рублей.
Все это подрывает доверие к нам, как надежным партнерам и союзникам в вопросах международной политики.
10. Серьезную обеспокоенность вызывает состояние наших границ, особенно положение дел на р. Ингур. Не смотря на то, что значительную часть задач в этой области взяли на себя российские войска, они не могут и не должны брать на себя решение всех проблем. В то же время пограничные части республики на протяжении многих лет справлявшиеся со своими задачами и ставшие элитными подразделениями ВС РА практически расформированы. Считаем такую политику недальновидной и непоследовательной.
Вызывает также недоумение строительство дополнительных пропускных пунктов с Грузией, фактически потворствование ее новой политике вовлечения.
11. В стране, в результате концентрации власти в одних руках, наблюдается ослабление полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, являющегося важнейшим механизмом гражданского общества. Ярким признаком работы правительства, районных администраций и собраний стала безынициативность и ожидание команд сверху.
Это лишь небольшой перечень проблем, порожденных непродуманной внутренней и внешней политикой руководства страны. Очевидно, что стиль и авторитарные методы правления исполнительной власти подвели наше общество к опасной черте, за которой следует развал государства.
Нынешняя система власти не дает возможности решения многочисленных, не терпящих отлагательства проблем. Она нуждается в коренном изменении и реформировании.
Мы являемся противниками революционных, неконституционных действий, и хотим надеяться на то, что Президент и его окружение смогут адекватно оценить кризисную ситуацию в стране и на этой основе приступить, в сотрудничестве со всеми политическими силами, к осуществлению назревших реформ.
Если дальнейшие действия и заявления исполнительной власти будут носить такой же, как ранее, пропагандистский и конфронтационный характер, то Координационный совет будет вынужден в рамках правового поля предпринимать меры по защите национальных интересов Абхазии.
г. Сухум, 22.07.2013 г.