Проект предложенный группой абхазских и корейских экономистов, – это ключ к созданию современной программы социально-экономического развития Абхазии. Его разработчики отмечают, что для получения полноценной продукции необходимо владеть достоверными данными о состоянии дел в различных отраслях и объективной статистической информацией. Только на такой основе можно создать экономическую модель развития Абхазии и, поэтому, они дают политикам инструментарий для дальнейших действий. Представил проект «Новая Абхазия» предприниматель Темур Заркуа.
Беслан Барателия: То, что сегодня было представлено нельзя рассматривать, в строгом смысле, как концепцию экономического развития, но нам представлен интересный инструмент управления экономикой, к которому придет все человечество в перспективе. В той или иной стране в разной степени сделаны шаги в процессе информатизации. Мы действительно отстали от этих процессов, но эта работа, которая при всей простоте является достаточно сложной необходима. Необходимо провести серьезную подготовительную работу по сбору информации, по ее обработке и внедрению ее в систему, создание самой системы. Конечно, это большие человеческие и финансовые ресурсы, но это те инвестиции, которые дадут импульс развитию нашей экономики и страны в целом. Наша страна будет более конкурентноспособной и более понятной для инвесторов.
Алхас Аргун: Мы говорим сейчас о глобальной системе, но как часть подобной системы она внедрена в том числе и в «Аквафоне». Как руководитель предприятия, которое уже прошло путь внедрения этой системы, должен сказать, что я не столь оптимистичен, в отношении сроков в том числе и в обучении персонала. Наше предприятие использует IP системы для управления ресурсами предприятия, которая рассматривает все области существующие в финансовой, управленческой, административной, персонал и т.д. Такие системы установлены в фирмах Фольксваген, Газпром, Камаз и т.д. Что мы увидели в период внедрения подобных систем? В первую очередь сопротивление всех сотрудников, на всех уровнях, и только после года, когда система была внедрена и стала работать, сотрудники сами увидели ее эффективность. Есть несколько аспектов – среди них самый главный это финансовый. Система позволяет использовать различные стандарты финансового учета, при этом ты получаешь онлайн картину движения своих собственных финансов, ситуации в компании, в разрезе за отчетный период – месяц, квартал, год. Вторая сторона – это перекрестный контроль над всеми процессами между разными структурами и подразделениями. Это аналог государственного казначейства. Ни одна платежка не может быть осуществлена, если этого нет в бюджете. Это программа, как инструмент, который ставит вас в определенные рамки. Т.е. вы не сможете перечислить деньги, по своему желанию – это можно осуществить только тогда, когда пройдут все необходимые процедуры. Представляете какой это инструмент контроля в масштабах государства. Но подчеркиваю, что это только инструмент, для его реализации должна быть политическая воля и желание всех участников. Наше предприятие – акционерное общество, конечные владельцы – акционеры, точно так же как в государстве, наши граждане являются владельцами нашего общего государства. И точно так же как для акционеров, важно иметь прозрачную и ясную картину, так и гражданам нужно знать и видеть, что происходит в государстве. И это касается не только финансов но и всего остального.
И еще. Я уверен, что для внедрения подобного вида систем нужно использовать уже существующие, брать их от мировых лидеров. Так как разработка собственных систем, написание индивидуальных программ заведет нас в тупик и приведет к увеличению расходов.
Рауль Лолуа, ио. министра ВД: Интересный проект. открывающий новые возможности. Одна из составляющих государства – безопасность: безопасное развитие, безопасность вложений, безопасность туризма, безопасность наших граждан и нашей территории… В этом проекте я заметил отрывок, который касался МВД – видеофиксация. Конечно, это очень эффективный способ предотвратить то или иное преступление, так как где расположены видеокамеры преступлений совершаются меньше. Второе – система пластиковых карточек, система переводов. Должен заметить, что в последнее время мы проверяем очень много объектов в туристическом бизнесе, где расчет идет за наличные деньги. Если бы эти платежи проходили в электронном виде, то управлению экономической безопасности было бы легче работать. Система видеонаблюдения по трассе снижает риск транспортных происшествий. Система пластиковых и электронных платежей, позволяет не только контролировать транспортные средства, но и организовать систему платежей за совершенные нарушения.
Адгур Харазия, депутат парламента: То, что вы сегодня презентуете не случайно совпало с выборами президента. Нужно привести всех кандидатов и спросить их: понимают ли они, о чем идет речь? Надо спросить об этом депутатов, министров, потому что мне кажется, что Абхазия очень сильно отстает в развитии. Но в нашем случае все нужно начать сверху, пришло время когда в президенты, правительство, парламент должны идти люди, которые понимают стратегию развития страны, разбираются в современных технологиях. Я благодарен разработчкам этой модели, и должен сказать, что я рад, что эту презентацию проводят люди из штаба Хаджимба, поскольку это тот человек, который эту систему может внедрить.
Владимир Делба, и.о. премьер-министра: Подобные системы давно должны быть в нашей стране. Согласен с выступлением Аргун и Харазия, что подобные системы должны сопровождаться огромным кадровым потенциалом. Потому я считаю, что нужна образовательная программа, закрепленная законодательно. Т.е. концепция, стратегия она выработана, а чтобы увидеть результат, нужны государственные программы.
Кроме того, когда оптимизация идет за счет применения новых технологий, это приводит к сокращению штатов, что приведет к выпадению кадров, которые нужно тут же заменить. Что такое налоговая реформа и оптимизация, это когда государство стремиться потратить меньше денег на содержание фискальных органов. Т.е. надо больше собрать и меньше потратить на инспекторов и потому придуманы налоговые декларации, проверки. Это очень хороший метод, и людей нужно переобучать для работы в новой системе. Осуществление подобных программ невозможно без государственной поддержки, поскольку в ней представлена вся государственная функция. В том числе и такая, как управление экономической безопасностью.
Для реализации программы, первые шаги: подготовка кадрового потенциала и одновременно внедрение образовательных стандартов. Этот проект нужно представлять как единый, как законченный цикл. По защите и усилению финансовой дисциплины мы сейчас одно государственное ведомство, первый раз в истории Абхазии завели на платежную системы. Она сработала успешно и удачно, если это продолжится, то эта государственная функция будет распространятся на всей территории Абхазии. Это оптимизирует расходы государственного бюджета, даст прозрачность нашим трудовым ресурсам. Эта платежная система идентифицирует живых людей. Эта система стала работать 4 августа, посмотрим как она работает в течении месяца, а потом предложим этот продукт всем.
Аслан Басария: Спасибо создателям информационной системы. Насколько я понимаю здесь речь не идет не о экономическом моделировании, не о программе социально-экономического развития, здесь речь идет о том инструменте, который может дать определенные возможности. В фонде АЙНАР мы уже около 4-х лет пишем о том функционале, который был описан в этой системе – это создание первичного учета, это инвентаризация, это зонорование территории, это кадастр. Т.е. огромный пласт той информации без которой мы не можем планировать процессы экономического и не только экономического развития в государстве, он здесь заложен. Что касается тех законов, которые прописаны в том числе и в презентационном материале, и в том материале, который выдавался на экране. Очень важный момент – это закон о защите личной информации и закон о безопасности самой системы. Здесь прозвучала такая версия, что эту систему можно купить, я считаю, что это не совсем правильно именно исходя из вопросов государственной безопасности. Раз мы сводим всю информацию воедино, если мы базируемся только на внешних программах, то к этим программам не может быть доступ от кого-то извне. Что касается экономического эффекта здесь речь идет об упрощении налоговой и фискальной системы, чтобы понимать на какие возможности мы можем выйти, чтобы понимать, что у нас есть в тени, а что у нас в тени нет.
В целом программа очень интересная, бесспорно она может дать очень серьезный экономический эффект. Поскольку первичные данные в государстве у нас хромают по всем направлениям, а говорить об экономических эффектах, не получая изначальную информацию, невозможно.Проект нужно и дальше обсуждать, тем более, что это по сути концептуальный материал, я надеюсь, что посредством широкого экспертного сообщества, наших государственных чиновников, общественных организаций проект можно довести до конца.
Не считаю, что кадрового потенциала у нас нет, мало того, у нас есть огромный пласт именно молодой части населения, который можно за очень короткий период обучить. Не весь потенциал этого пласта учитывается в строительстве государства.
Сергей Шамба: Я за внедрение современных технологий, я всегда был за разумный эксперимент и поэтому поддерживаю представленный проект. В этом есть еще положительный момент, надо начинать обновление нашего аппарата. Во многих министерствах есть молодые и грамотные люди, но на руководящих должностях, в регионах, главы администраций, районов – это не тот уровень, который нам сегодня нужен чтобы сделать рывок вперед. Потому воспользовавшись системой мы можем привлечь молодых, грамотных людей. В плане предвыборной компании хочу сказать, что команда Рауля Хаджимба идет к власти не с пустыми руками, а работает над проектами. Совсем недавно была презентация проекта Конституционной реформы, сейчас два проекта уже представлено. Т.е. у команды есть серьезный багаж, и люди должны поддержать все эти идеи. В этом стоит задача, когда мы говорим о реформах, когда мы говорим об обновлении.
Артур Миквабия: Достаточно интересный инструмент достижения цели. А инструмент достижения цели для абхазского народа – это само государство, которое мы с вам завоевывали. И сейчас показаны, на самом деле, правила управления государством. Для этого нужно определить, что за государство у нас есть и, какое мы хотим иметь? Образ государства прописан в нашей Конституции. У нас государство независимое, суверенное, демократическое и правовое. Если вникнуть в эти слова, то на каждом этапе развития возникают новые и новые проблемы. Например, суверенитет, если 60-70% благополучия нашего государства зависит от другого государства, то нужно сделать акцент на получение полной независимости. То есть стать самодостаточным государством. По поводу демократического государства, мы тоже знаем, что у нас есть перекосы, когда все три ветви власти должны работать, но в связи с тем, что у одной ветви власти перекос достаточно большой, высказываются мнения передачи некоторых полномочий законодательной, судебной власти. Вы только что слышали, что такая работа тоже проводится. Тоже самое о правовом государстве.
А теперь о ситуации, в которой мы сегодня находимся. Все, что было сказано, это было правильно сказано. Для решения вопросов, которые вы ставите, главное это все же духовность – апсуара. Если мы во главу угла не поставим эти задачи, то у нас ничего не получится. На данном историческом этапе наша духовность и нравственность очень часто входят в ступор – например стоит ли бороться или не стоит, стоит ли опуститься или не стоит, например, до коррупции? У нас достаточно широкий спектр коррупционных моделей и составляющих, действующих в нашей стране. Пока эти коррупционные составляющие действуют, все, что мы здесь с вами говорим – бесполезно. И на первом этапе важно, чтобы к власти пришли люди, которые не были замешаны ни в каких коррупционных скандалах.
И потом, все остальные системы, в том числе системы социально-экономического развития. Все эти системы действуют. Вот уже сейчас в Минфине разработаны соответствующие документы, где будет меняться сама система. При внедрении этой системы мы можем получить дополнительные 10 миллиардов в течении 2-3 лет. И это хорошо. Но главный вопрос, а сколько нам надо через 3-4 года денег? Я считаю, что нам нужен не мене 1 миллиарда долларов бюджет. На самом деле, мы его можем иметь. Существует расчет, мы его обсуждали с министром экономики, это достижимая цель, но при условии, что не будут работать коррупционные схемы. Самый важный момент связан с людьми. Насколько мы сможем поменять матрицу, насколько мы сможем вернуть абхазцам утерянные нравстевенные ценности – отвага, мужество, благородство и желание оставаться свободным человеком. Мы же с вами видим, что на самом деле дают деньги, чтобы проголосовали. У меня это вызывает большое сожаление, что кто-то идет на это. Это растление нашего общества. Значит, возникает вопрос национальной идеи, и она должна быть конкретизирована. На основе национальной идеи строиться идеология, которая должна определять на данном историческом этапе. Эта национальная идея должна стать достоянием не только абхазов, а всех живущих на этой территории. Абхазы, должны быть примером в этом плане. Вопросы современной экономики должны быть увязаны с формированием абхазского народа. Это не абхазский этнос – это люди населяющие данное государство и договорившиеся о своем будущем. Здесь должен быть унисон. Если мы выстроим идеологию и у нас будут такие модели, то мы снимем коррупционные схемы и создадим элиту, которая знает куда двигаться. А когда элита создана, то кто бы не пришел, не сможет прийти, минуя элиту. И тогда мы будем с вам спокойны за наше государство.
Рауль Хаджимба: Этот проект представляет большой интерес. Мы говорим о создании определенных возможностей, которые минимизируют связь чиновника и гражданина, создадут условия для более четкого контроля и учета. Я надеюсь на то, что мы с вами обсуждаем получит дальнейшее развитие. Это небольшая часть той программы, которую мы определили, как программу экономического развития. Я уверен, что многие кто здесь присутствуют, примут участие в дальнейшей работе над этим проектом. Мы все вместе должны создать условия для создания электронного правительства, условия доступности информации, возможности современного управления. Это наш завтрашний день, и в этом мы должны принимать самое активное участие.
№31. 12.08.14