Уважаемые ткуарчальцы!
Вначале я хотел бы поздравить вас со вчерашним большим праздником нашего государства – Днем признания Абхазии Россией. Очень важно, что в канун праздника Абхазию посетил Президент России В. Путин. Это является еще одним важным подтверждением неизменности позиции России в вопросах политической и экономической поддержки Абхазии.
В последнее время, и в этом зале, в частности, было высказано много справедливой критики в адрес Президента. Но я хотел бы отметить положительный результат его двухгодичного правления. Ему удалось за этот короткий срок в очень концентрированном виде продемонстрировать нашему обществу все недостатки ничем неограниченной, своевольной власти. А это дает шанс на то, что это осознание преобразуется в давно назревшую конституционную реформу.
Я всегда был сторонником сильной президентской власти, считая ее одной из гарантий нашего суверенитета. Но это совершенно не означает, что президентские полномочия должны вести к атрофии парламентаризма, судебной системы, местного самоуправления, важнейших институтов гражданского общества таких, как политические партии и независимость средств массовой информации.
Даже в советском союзе существовал формальный правовой механизм, позволявший влиять на руководителя коммунистической партии, а в случае необходимости и отстранять его от должности. Известно, что его один раз использовали в 1964 г., когда Н. Хрущев был отстранен от должности первого секретаря решением Пленума ЦК с формулировкой «За волюнтаризм», а по-народному – за самодурство.
У нас же в стране отсутствует даже такой рычаг воздействия на Президента, не говоря уже о независимости законодательной и судебной ветвей власти.
Таким образом, наше общество целиком зависит от личных качеств первого лица, его способности принимать верные решения. А когда он ошибается и не замечает этого, на него, кроме его собственного голоса разума, повлиять никто не может.
Если бы наша страна двигалась в верном направлении, возможно, это обстоятельство мало кого волновало. Но сейчас мы столкнулись с тем, что неограниченные полномочия Президента стали создавать непреодолимые препятствия для нашего будущего.
Власть не выполняет основные свои функции – обеспечение безопасности государства и граждан, а также создание условий для устойчивого экономического развития.
Мы знаем, и об этом не раз уже говорилось лидерами оппозиции, а также внешними наблюдателями, что, несмотря на многомиллиардную помощь, экономика в Абхазии не только не развивается, но по существу, почти целиком превратилась в дотационную. Это является следствием того, что у власти нет видения перспективы, а она, вместо того, чтобы приступить к обсуждению этого вопроса, упорно продолжает утверждать, что программа нам не нужна. Т. е. ожидать перемен в этой области, скорее всего, не приходится. А это значит, что кризис будет усугубляться, а наличие российской помощи может лишь отложить социальный взрыв на некоторое время.
Наиболее острой проблемой в области безопасности, которая была порождена руководством Абхазии, является массовая паспортизация граждан враждебного нам государства. Если остальные проблемы, связанные с правопорядком и коррупцией, могут быть решены при наличии политической воли, то эта будет влиять на судьбу Абхазии в длительной перспективе, создавая угрозу государственности.
Представители власти постоянно ищут оправдания своей политике, пытаясь убедить общество в том, что у такого решения вопроса не было альтернативы. На самом деле – альтернатива была и существует до сих пор. В этом вопросе, просто нужно было строго руководствоваться Законом о гражданстве, в котором четко расписана процедура натурализации и получения гражданства Республики Абхазия.
Как представляется, сами жители Гальского района заинтересованы, в том, чтобы в отношении них строго соблюдались законы и они не подвергались дискриминации. Такие условия могли быть созданы путем выдачи вида на жительство и наведения правопорядка в приграничных районах.
На Абхазию по вопросу паспортизации никто не оказывал давления ни международное сообщество, которое, кстати, критиковало выдачу абхазских паспортов лицам грузинской национальности, ни мнение собственного народа, который кране негативно относится к этому решению властей.
Из каких соображений было совершено это преступление против закона и государства может ответить расследование правоохранительных структур. Мы же должны дать политическую оценку и потребовать аннулирования незаконно выданных паспортов.
Из вышесказанного вытекает, что назрела необходимость конституционной реформы, которая бы ограничила полномочия президента, повысила прозрачность и подконтрольность власти обществу, обеспечила подлинную независимость ветвей власти, создала бы полномочное местное самоуправление.
Может, я сейчас выскажу непопулярную в этом зале точку зрения. Мне понятны настроения людей, которые требуют введения в Абхазии парламентской формы правления, они вызваны отсутствием прав и возможностей влиять на деятельность руководства. Но, несмотря на это, хочу сказать, что мы не должны выплеснуть ребенка вместе с водой.
Каждое государство проходит свои этапы развития в соответствии с внутри- и внешнеполитическими обстоятельствами. Законодательство должно способствовать росту и совершенствованию политической системы в соответствии с требованиями времени. Т. е. законодательство – это не закостенелая догма. На данном этапе, на мой взгляд, формула власти в Абхазии должна звучать так – «сильный президент, сильный парламент и сильная судебная власть». Эта формула может быть достигнута путем внесения поправок в Конституцию, изменения избирательной системы и способа комплектования судов.
Принципиальные изменения политической и экономической системы мы должны произвести в ближайшие сроки, в противном случае мы никогда не сможем наверстать упущенного времени, а Абхазия превратиться в недоразвитое политическое образование, с неопределенным населением и бесперспективным будущим.
Я верю, что у нас есть все возможности для того, чтобы совершить быстрый прорыв в экономическом развитии и обеспечить прочные основы нашей государственности.
Спасибо за внимание,