гальский диалог
-Сколько раз предупреждали Первый Гали, муре бошь, зарплату имеешь оттуда, получаешь – никто не мешает.
– Откуда получают?
-С Грузии лари получаю. Не знал что ли ?
-Не знал честно… Где это, в какой школе?
-Начиная с Царчи, Окуми до конца границы Ингур. Сколько получают почему не спрашиваешь?
– Сколько?
-Директор получает 800 лари , завуч 600 лари, учитель получает 400 лари( 3 месяца один раз). Они еще знаешь что делают, Совет РАНО же есть у Нас, там так же. Но делают так что бы не совпадало с Нашими педсоветами.И они уезжают по очереди, по партиям по селам и там, в Грузии проводят педсоветы. А зарплату, думаешь так давали? Там не давали так. Был курьер, он развозил. А сейчас строго, теперь ездят по-одиночке и там получают, пропуска делают и ездят квартал один раз.
– Паспорта имеют грузинские?
– А так, кто тебе даст…
Преступными могут быть не только действия. Порой, бездействие власти может быть куда более преступным.
Анализируя процесс торговли наших спекулянтов с экспортерами грузинской сельхозпродукции, зная, что хождение рубля в Грузии строго запрещено, я задался вопросом – а какой валютой осуществляются расчеты между ними? Оказалось, что грузинскими лари. Углубившись в тему, с удивлением выяснил, что лари работает не только как валюта расчета за грузинскую продукцию, но и в качестве основной расчетной единицы, обслуживающей торговые операции, осуществляемые между жителями Гальского района. То есть, оказывается, что доминирующей в Гале валютой является не официальная валюта Абхазии – российский рубль, которым оплачиваются налоги, собираемые в стране, а валюта вражеского государства. А так как тема более чем серьезная, и в таком контексте является не столько экономическим вопросом, сколько политическим, и ее последствия выходят далеко за пределы района, я счел необходимым хотя бы кратко раскрыть ее суть.
Известно, что деньги являются главным экономическим инструментом государства, с помощью которых оно влияют на экономические процессы, и выполняет свои функции. Но если в его экономике оборачивается чужая валюта, особенно нелегально, то, государство, во-первых – не только не может влиять на экономические процессы, но и контролировать их (собирать налоги), а во-вторых – создает стране, валюта которой оборачивается в его экономике (в данном случае враждебной Грузии) возможность не только влиять на свою экономику, но эксплуатировать свое население, выводя из страны создаваемую в ней добавленную стоимость. В политическом плане, доминирование лари в Гальском районе означает, что район интегрирован в грузинское экономическое пространство и работает в основном на обогащение Грузии.
Но как в Гал попадают лари в столь значимых объемах? Ларчик открывается просто. Оказывается, что гражданам Абхазии, работающим на ИнгурГЭС, заработную плату платит Грузия, причем в лари. Наши горе-экономисты из «Черноморэнерго», то ли не понимая как работают деньги в качестве механизма скрытой эксплуатации иных государств, полагают, что так они обманывают «глупых» грузин, то ли сознательно (и, надо полагать, не безвозмездно) предавая политико-экономические интересы Абхазии, открыли нашу экономику для освоения и усвоения грузинской стороной с помощью лари. В результате, Гальский район, как экономический субъект, работает на Грузию, а его население используется абхазскими властями только в процессе выборов в качестве электоральной базы. Но и это далеко не самый страшный урон, наносимый Абхазии с помощью лари.
Известно, что государство, это хозяйствующий субъект, самым выгодным бизнесом которого является создание денег, при котором оно получает эмиссионный доход – разницу между их себестоимостью и номиналом. Соответственно, лари, самый выгодный бизнес Грузии, придав которому, статус расчетной единицы Абхазии, она, в обмен на 100 лари (себестоимость которого при создании составляет около 0,1 лари) курс которого к рублю приблизительно 1 к 20, может, затратив около 2-х рублей, вывести богатств на 2000 рублей. Но и это еще не все.
В отличие от Абхазии, обладая экономическим инструментом в виде национальной валюты, к тому же выполняющей функцию расчетной единицы Абхазии, Грузия имеет возможность эксплуатировать ее, и получаемую при этом прибыль направлять на субсидирование своих производителей, экспортирующих продукцию в Абхазию. И надо сказать, она очень эффективно использует возможности такого механизма. Скрыто дотируя экспортеров сельхозпродукции, она создала им возможность продавать их на нашем рынке ниже себестоимости, что позволяет им выигрывать конкуренцию с нашими аграриями. Поступая так на протяжении многих лет, она, обессмыслив деятельность наших крестьян, уничтожила наше сельское хозяйство, в чем можно легко убедиться, зайдя на любой продовольственный рынок Абхазии.
Из всего сказанного следует вывод, что в результате четких, системных действий Грузии, реализуемых при полном молчании наших властей, аграрный сектор Абхазии практически ликвидирован, и сегодня мы находимся в условиях продовольственной зависимости от Грузии. То есть, наши власти, своим бездействием поставили нас в зависимость от врагов в жизненно важном секторе экономики. А ведь произошло это не за один месяц, и даже год, а длилось почти два десятилетия. Потому, все это не может не вызвать у нас вопросов – почему наши власти не пресекли экспансию лари и грузинских товаров, и не защитили нашу аграрную отрасль? Чем было обусловлено их бездействие – некомпетентностью, или они, выполняя заказ врагов, сознательно уничтожили её? Третьего не дано.
Но какой бы не была причина, любому здравомыслящему человеку ясно, что власть не способная разглядеть многолетний процесс уничтожения врагом жизненно важной отрасли национальной экономики, не имеет, ни морального, ни юридического права управлять государством. Ну а если она сознательно разрушала свое сельское хозяйство, то это ничто иное как тягчайшее преступление – предательство Родины. В таком случае, мы, народ Абхазии, на котором лежит ответственность за судьбу страны, обязаны в кратчайшие сроки разобраться с ней, определив ей ее законное место, причитающееся за подобные действия.
Анатолий Отырба, профессор Академии Геополитических проблем, член комитета по финансовой и курсовой политике при “Деловой России”, член рабочей группы по выработке законопроектов направленных на укрепление суверенитета России при Государственной Думе.