13 ноября 2018 г.
Нужная газета
События. Люди. Комментарии.
"Нужная газета " > Новости > Мнение > Анри Джергения: Стране нужен лидер
15.01.2014

Анри Джергения: Стране нужен лидер

Поделиться в социальных сетях:

Наш народ под руководством В.Ардзинба победил в войне 1992-1993г.г., благодаря единству и героизму его лучших сынов и дочерей. Воодушевленные победой мы считали, что в мирное время сохранить рожденное в борьбе общенародное единство проще и поэтому надеялись совместными усилиями построить государство, в котором каждому его гражданину будет обеспечена достойная жизнь. В настоящее время, несмотря на постоянно звучащие в обществе призывы к объединению, когда нет очевидной связующей различные слои наших граждан идеи, это довольно проблематично. В жизни оказалось все гораздо сложнее. Во время открытого противостояния с Грузией, было ясно кто враг, а кто мы. И никого не надо было призывать к объединению, каждый делал то, что ему подсказывала совесть. В те годы, объединяющая идея – сохранение этнической идентичности, и построение независимого государства – лежала на поверхности.
В настоящее время, когда произошло глубокое расслоение общества, сделать это очень трудно.
Как могут объединиться чиновники, активно занимающиеся «распилом» российской финансовой помощи, пригретые властью жирующие предприниматели с живущими на мизерную зарплату бюджетниками, с простыми крестьянами, с трудом добывающими себе средства пропитания, и безработные, не нашедшие себе применения выпускники российских престижных вузов.
В первые послевоенные годы нам казалось, что мы сможем построить свое государство, представляющее всем равные возможности, исходя из национальных особенностей нашего народа. Эти планы так и остались на уровне пожеланий и красивых фраз. Видимо власть либо не может, либо не хочет создавать и реализовать такие планы. По крайней мере, по сегодняшний день у нее нет четкой программы социально экономического развития государства, сохранения национальной культуры. Мы оказались в положении судна в бушующем океане, без весел, паруса и капитана.
Вопрос о том, каким должно быть государство, и на основании какой идеологии оно будет строиться, возник сразу после окончания войны. Наши, тогда еще молодые, ученые и общественные деятели особую роль в развитии государства отводили неписанным нормам и формам общения в абхазском обществе, называемым в народе «апсуара», предполагающих честность, взаимоуважение, взаимопомощь, мужество, чувство собственного достоинства, гостеприимство, трудолюбие и многие другие принципы, которые должны были соблюдаться в любой ситуации. Но жизнь, как известно, имеет свои закономерности. Она постоянно меняется и с изменением ее условий меняется и менталитет народа. Принципы «апсуара» родились в сообществе абхазских, равноправных «чистых» крестьян, составлявших около 80% населения. Эти принципы были обусловлены определенными формами производства, образом жизни, климатическими и географическими условиями. В современном обществе, принципы «апсуара» стали видоизменяться. Примером тому являются неоправданно многочисленные и пышные обряды, ставшие тяжелым бременем для простых граждан. И, конечно, находясь в окружении довольно жестокого и несправедливого мирового сообщества, Абхазия не могла оставаться райским уголком, живущим по этим наполненным красотой и благородствам принципам. В современном обществе они ни как не могли быть определяющими пути социально экономического и культурного развития. Изменение нашего менталитета происходило десятками лет, они продолжаются и в настоящее время. В наши дни «апсуара» носит скорее декоративный характер. На смену «апсуара» постепенно приходят рыночные отношения, и это очевидный факт. Кстати, сейчас уже не услышишь заявления типа – «апсуара» спасет нас, а сторонники этого тезиса стали проповедниками западных ценностей. Тем не менее, в обществе все еще есть сторонники сохранения принципов «апсуара», но их надежды далеки от реальности.
Происходившие в обществе изменения не мог не заметить основатель нашего государства В.Г.Ардзинба. В послевоенные годы он неоднократно обращал внимание на необходимость разработки идеологии и стратегии развития государства, с учетом лучших традиций. К сожалению, ситуация складывавшаяся в 90-е не дала ему это сделать.
Всем известные серьезные экономические санкции, которые были применены против Абхазии ельцинской Россией в 1994-1998гг. и вооруженные провокации Грузии 1998-2001гг. В те годы было не до теоритических разработок, тогда надо было просто выживать. А затем, как известно, болезнь Владислава Григорьевича не дала ему возможность разработать эти планы, и определить пути дальнейшего развития страны. Это привело к серьезным ошибкам и нарушениям и, естественно, к замедлению экономического развития. В народе появилось недовольство. Начались поиски нового лидера, который смог бы исправить сложившуюся ситуацию. И он заявил о себе сам. Это был Анкваб. В течении десяти с лишним лет он не работал во властных структурах Абхазии, но и не давал о себе забывать и активно занимаясь фактически предвыборной агитацией, убедил определенную часть населения Абхазии, что именно он является тем человеком, который выведет государство из создавшегося тяжелого положения. Образовав небольшую команду, он разъезжал по городам и селам, усиленно критикуя действующую власть, не скупясь при этом на разного рода обещания. Тогда он говорил, что искоренит преступность, улучшит состояние экономики, решит все социальные проблемы, включая увеличение пенсий. И люди поверили ему. А.Анкваб пришел во власть в 2005г., а последние два года является президентом республики.
Как показало время, ни на одной из занимаемой им должностей, он каких-либо прорывных результатов не добился. Будучи премьер-министром и вице президентом, он объяснял отсутствие существенного прогресса тем, что не являлся первым лицом в государстве и поэтому не мог самостоятельно принимать необходимые решения. Но после того, как он стал президентом, ситуация в стране не улучшилась а наоборот, стала ухудшаться. Всем памятны его обещания сразу после прихода во власть – улучшить криминогенную обстановку – арестовать всех злоумышленников и очистить от них Абхазию.
В реальности получилось другое – главной задачей силовых структур стала организация его личной охраны. За время нахождения Анкваба у власти, на него было совершено 5 или 6 покушений. На наш взгляд часть из них носила предупредительный характер, часть направленна на реальное физическое устранение. Хотелось бы обратить внимание и на то, что ни на одного из предыдущих президентов такого рода покушений не совершалось.
Мы все помним, какую роль в борьбе с грузинской агрессией играл В.Ардзинба. И если во время войны мы не сдались на милость многократно превосходящего противника, то это произошло благодаря его железной воле. Но покушений на него не было. Не было нападений и на самого Анкваба в течение 10 лет, когда он, разъезжая по всем районам Абхазии занимался политической деятельностью, критикуя власть, и обещая исправить все упущения, нарушения и недочеты. Покушения начались после его прихода во власть. На сегодняшний день он является самым дорогостоящим президентом Абхазии. Расходы на охранные мероприятия в послеардзинбовское время увеличились в десять раз. Неужели он представляет собой для наших врагов большую опасность, чем основатель государства В.Ардзинба?
Нет сомнений что государство обязано обеспечивать безопасность своих руководителей, но это должно быть оправданно высокой эффективностью его деятельности.
К сожалению, о мотивах этих преступлений мы ничего не знаем. Будем надеяться что проходящий в настоящее время процесс даст ответы на все вопросы.
Что же касается борьбы с преступностью в целом то, каких либо ощутимых улучшений не замечается. Мы не можем иметь суждений о реальной, криминогенной, ситуации в государстве т.к. официальные цифровые показатели о совершенных и раскрытых преступлениях не соответствуют действительности.
Значительная часть совершаемых преступлений не регистрируется, как по вине сотрудников правоохранительных органов, так и из-за нежелания граждан обращаться за помощью в соответствующие властные структуры. Они потеряли веру в нынешнюю власть. Особую озабоченность вызывает состояние соблюдения мер безопасности на дорогах и трассах Абхазии. Сравнительный анализ автодорожных происшествий со смертельным исходом, из расчета на 100 000 населения показывает, что мы занимаем первое место в мире по количеству смертельных исходов.
Оборудование и освещение основной трассы, и установка лежачих полицейских, чем постоянно гордится нынешняя власть, положительного эффекта не дали. Наблюдение за прохождением транспорта по дорогам и по шоссейным трассам свидетельствуют о плохой организации работы ГБДД. Практически, передвижение транспорта по трассе не контролируется, а нарушения правил дорожного движения, как правило не пресекаются.
Теперь об экономике. В одном из своих выступлений А.Анваб заявил, что для нашего государства не составляет особой трудности прокормить трехсоттысячное население. На самом же деле, экономика Абхазии находится в зачаточном состоянии, а победные реляции о ее успехах не соответствуют действительности. Когда смотришь телевизионные репортажи и читаешь выступления представителей власти о все увеличивающихся объемах ВВП, доходной части бюджета и т.д., создается впечатление, что речь идет о каком то другом государстве. Для того же, чтобы иметь реальное представление о состоянии дел необходимо обратиться к официальным статистическим данным. А они свидетельствуют совершенно о другом. Сопоставление показателей занятости трудоспособного населения Абхазии, с уровнем жизни значительной части граждан говорит о том, что у нас сложились нелегальные, не учитываемые государством способы и формы предпринимательской деятельности, обеспечивающие добывание средств к существованию.
Проиллюстрируем следующими данными.
Согласно публикуемым государством цифровым показателя, в 2005-2012гг, безработица в Абхазии постепенно увеличивалась от 65% до 70%. А в последний год она еще более увеличилась. По состоянию на 1 января 2012г. в Абхазии проживало 143тыс трудоспособных граждан, из них только 41 тыс. была официально трудоустроена, т.е безработица составляла 71%. Средняя заработная плата в 2012 г составила 8366 руб., а прожиточный минимум 4564, 5 руб. И если у работающего гражданина был на иждивении хотя бы один человек, то он не мог бы содержать себя и свою семью. Таким образом, и то незначительное количество работающих граждан, а тем более безработные граждане в соответствии с этими показателями, не могут обеспечить себя законным путем необходимыми средствами существования. Однако, явного голода и нищеты у нас не замечается. Более того, внешне улучшается жизненный уровень граждан, растет количество автотранспорта, строятся дома и т.д. Видимо определенная часть граждан живет за счет «теневой экономики», т.е. за счет деятельности, не учитываемой и необлагаемой государством налогами. Страна, где 71% населения существует за счет теневой экономики – не может называться государством, скорее, это какая-то территория. Как известно, в современных государствах уклонение от уплаты налогов считается одним из главнейших видов преступления.
Что же касается граждан преклонного возраста, то для них единственным средством выживания является получение российских пенсий. Без которых они были бы обречены на нищету и голод. Приведенные данные в основном относятся к городскому населению, к лицам, работающим в бюджетных организациях, и некоторым предприятиям, функционирующим в Абхазии.
В сельском хозяйстве сложилась еще более тяжелая ситуация. По существу у нас нет сельхоз производства в общегосударственных масштабах. Согласно той же статистике, из проживающих в сельской местности около 120 000 граждан по состоянию на 1 января 2013г значилось работающими – 251 человек, а в первые послевоенные годы их было 3 000.
Крестьяне вынуждены жить в основном за счет своих подсобных хозяйств, а использование сельхозтехники обходиться дорого. Их положение осложняется еще и тем, что в последние годы создались большие трудности с вывозом продукции за пределы Абхазии. Многие наверно помнят, что в начале 2000 годов при активной поддержке нынешнего руководства была создана, так называемая «Фруктовая компания», которая, по заверениям руководства, должна была заниматься заготовкой и вывозом сельхозпродукции в РФ. Под эти цели ей было выделено около 200 га дорогостоящих земельных площадей в районе г.Пицунда. Однако из этого ничего не получилось. А на территории, выделенной этой компании, создано производство алкогольных и безалкогольных напитков, а так же произведены посадки винограда и других растений. Сельскому хозяйству эта компания никакой помощи не оказала. Что же касается вывоза сельхозпродукции, то власть так и не смогла организовать вывоз сельхозпродуктов без мучений и нервотрепки для крестьян. (А новое грузинское руководство уже сумело организовать их вывоз паромом Батуми-Новоросийск).
Последние несколько лет правительство стало заниматься посадками на больших площадях яблочных насаждений. Пока неизвестно, какую роль в развитии сельхозпроизводства и занятости сельского населения сыграют эти мероприятия. Независимо от их результатов, кардинальной роли на селе они не сыграют. И главное, по сегодняшний день власти не могут определиться какие отрасли сельского хозяйства надо массово развивать.
Как известно, в прошлом, одной из ведущих отраслей сельского хозяйства являлось чаеводство. Однако, и по сегодняшний день остается не решенным вопрос, стоит развивать его или нет. Президент периодически меняет свою позицию о путях развития сельского хозяйства. В одно время он утверждал, что в Абхазии нужно культивировать экзотические, тропические культуры, такие как киви, авокадо и т.д. Затем, когда фруктовая компания занялась посадками винограда и персиков, он заявил, что всем надо заниматься этим же. Получается, что наше сельское хозяйство должно ориентироваться на разрекламированную им же фруктовую компанию. Если бы такого рода заявления делал бы человек, не обличенный властью, то они особой роли в нашем обществе не играли бы и, тем более, не наносили бы финансового ущерба республике.
Но под его заявления производились соответствующие работы. То насаждения выкорчевывались, то происходила формировка чайных кустов. А это денежные расходы. В каком состоянии находятся чайные насаждения, и что надо будет делать в будущем не известно.
Такого рода действия и заявления руководителя государства можно назвать только одним словом – волюнтаризм.
Теперь о позиции специалистов-чаеводов. Они считают, что эту отрасль сельского хозяйства надо развивать и при разумном ведении дел она будет рентабельна. Сошлюсь на программу разработанную недавно ушедшим из жизни крупным-специалистом – чаеводом Басария, который по районам, по селам и даже земельным массивам расписал где и в каких количествах можно выращивать чайный лист и какой будет экономический эффект от такого рода хозяйствования. Примерно такую же позицию заняли специалисты сельского хозяйства на прошедшем в 2011 году совещании. Нам известно, что в последние годы, чаеводством стали успешно заниматься в прилегающем к нам Адлерском районе. И прежде чем голословно отказываться от необходимости развития чаеводства руководству и правительству необходимо изучить опыт наших соседей, сравнить его с исследованиями абхазских специалистов, а возможно и сделать расчеты и только потом принимать необходимые решения. Согласно рекомендациям специалистов, в Абхазии в ближайшей перспективе можно производить до 2 тыс. тонн чая в год. В РФ необходимость в чае составляет около 200 тысяч тонн. Учитывая наши добрые отношения с РФ и оказываемой ею помощи, руководство Абхазии могло бы найти нишу для реализации абхазского чая, объем которого составляет всего 1% от потребностей РФ. Так же необходимо продумать вопросы развития других направлений сельского хозяйства – цитрусоводства, животноводства, птицеводства, а возможно, и табаководства хотя бы временно. Кстати, о цитрусоводстве. В выступлениях президента об этом мало, что говориться. Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что в в последние годы в статистических сборниках не публикуются сведения о размерах площадей занимаемых цитрусовыми насаждениями. Есть основания полагать, что таким образом скрывается их сокращение. А ведь цитрусоводство является одним из главных направлений нашего сельского хозяйства. В этой связи хотел бы обратить внимание руководства Абхазии на статью В. Кварчия: «Возрождение абхазского села, возможно при эффективной аграрной политике государства». В ней предметно сказано, что надо делать на селе. Сельское хозяйство должно быть многоотраслевым и развиваться с учетом климатических и географических условий, а не только опираясь на производство импортных яблок и винограда. Многоотраслевость, является одним из главных элементов продовольственной безопасности, а в целом и государственной безопасности и это всегда надо помнить.
Нами неоднократно указывалось, что экономика Абхазии – это в основном реализация комплексных планов по освоеннию российской помощи. Не секрет, что примерно 2/3 доходной части бюджета это российские деньги, то есть мы превратились в нахлебников. Ни о какой независимости не может быть и речи, если государство не может себя содержать. Да, хорошо, что сегодня во главе России находится В.Путин и его команда: а вдруг Россия по каким-то причинам изменит к нам отношение и перестанет финансировать? Как тогда мы будем жить? Что может произойти при прекращении или сокращении российской помощи, мы уже почувствовали в 2013 году. Многие, наверное помнят, как в начале года Анкваб разъезжал по районам и обещал выделение многомиллиардной помощи на развитие экономики районов. Тогда он говорил,что в конце года получим деньги из России, соберемся и обсудим, по каким направлениям развивать экономику республики. Российская помощь оказалась «журавлем в небе».
Но главное не это. Планы по развитию экономики должны разрабатываться не на спонтанных встречах со своими единомышленниками, а в процессе постоянной планомерной работы органов государственной власти и местного самоуправления. За один день это не делается. Во что превратились все эти обещания Анкваба не требует объяснений.
О том, по каким направлениям будет развиваться Абхазия, надо было думать еще тогда, когда решался вопрос о разработке комплексных планов. Необходимо было сочетание развития реальной экономики с решением первоочередных социально-культурных потребностей. Надо было от чего-то отказаться и что-то делать в первую очередь. Практически, направив полностью финансовую помощь на строительство социально-культурных объектов, государство сделало бесперспективным развитие реальной экономики. Обращает внимание и то, что в комплексные планы включались направления с очень высоким уровнем коррумпированности и возможным расхищением выделяемых средств. Не секрет, что наиболее легкие способы расхищения средств – строительство. Счетная палата РФ неоднократно выявляла факты злоупотреблений при реализации комплексных планов. Самые серьезные нарушения были выявлены при первой проверке. Материалы этой проверки свидетельствуют о том, что выявленные нарушения в лучшем случае являются готовым обвинительным заключением о преступном злоупотреблении служебным положением. Обо всем этом много говорилось и писалось. Но, как известно, никаких мер по выявлению виновных и пресечению их деятельности не принималось. Реализацией комплексных планов продолжают заниматься одни и те же люди. Видимо, власть не заинтересована в упорядочении расходования финансовой помощи. Подтверждением этому является то обстоятельство, что все последующие акты счетной палаты РФ вообще не обсуждались и даже были попытки скрыть их от общественности. Хотя этими актами были вскрыты другие, более поздние злоупотребления.
Не выявляются виновные и по другим нарушениям. По сегодняшний день не решен вопрос о злоупотреблениях при оформлении экспортного кредита связанного с ремонтом ж/д. Железная дорога превратилась у нас в своего рода «черную дыру» – ее постоянно реконструируют и ремонтируют вкладывая в эти работы громадные средства. Однако, и по настоящее время она не может эксплуатироваться полноценно. В прессе и сегодня обсуждается вопрос о необходимости нового ремонта, с дополнительными многомиллиардными вложениями. Власть вместо того, чтобы выяснить, что конкретно производилось в процессе ремонта ж/д, правомерность использования денежных средств, ставит вопрос о списании этого долга. Видимо, для того, чтобы скрыть совершавшиеся преступления.
Можно привести еще множество примеров злоупотреблений при использовании российской финансовой помощи. Но позиция власти по этому вопросу делает бессмысленными все эти напоминания, т.к. реагирования в течение почти 5 лет не предпринимало.
Всем известен скандал, вызванный слухами о получении взяток депутатами парламента. Удивляет дилетантский подход к этой проблеме. В сложившейся ситуации не надо было выяснять, брал ли кто-то деньги или нет, т.к. сделать это невозможно. Надо было выяснять другое – почему в течении нескольких лет на территории Гудаутского р-на функционировало неоформленное соответствующим образом предприятие? Куда смотрели районные власти – администрация, налоговые органы, прокуратура? Установив это, можно было бы подойти к виновности конкретных лиц, и уже тогда решать вопрос: не было ли злоупотреблений со стороны должностных лиц.
Изложенное свидетельствует об отсутствии государственного подхода к этим проблемам.

Не является исключением обнародованный 18.12.2013г документ названный «Ежегодным посланием президента к народному собранию – парламенту РА». Фактически по содержанию он не соответствует своему названию. В такого рода документах должны быть обозначены перспективы развития государства, хотя бы на ближайшее будущее. В послании, как, впрочем, и в более ранних заявлениях Анкваба цельной программы не содержится. В нем речь идет об упущениях предыдущей власти и причинах невозможности введения новшеств и проведения реформ. Вместо того, чтобы быть обращенным вперед – в будущее, оно направлено назад – в прошлое. Видимо, с целью оправдания неэффективности своей деятельности.
Об ошибках прежней власти Анкваб говорил и говорит годами. Более того он утверждал, что знает как исправить ситуацию. Именно поэтому, народ поверил ему и избрал президентом. Теперь же, находясь у власти, он пытается оправдаться наличием прежних ошибок.
Справедливости ради, надо отметить, что в послании говорится о некоторых положительных результатах. Но эти результаты в основном связаны с реализацией российской финансовой помощи. Выше уже было сказано, что все это сопровождалось с злоупотреблениями и возможными расхищениями и что это, требует тщательного расследования. В послании обосновывается необходимость строительства объектов социально- культурного назначения, и в особенности детских садов. Однако, в государстве, где почти три четверти неработающих, необходимость в первоочередном строительстве детских садов весьма сомнительна. Но если посмотреть на дворцы и имения распределителей российской финпомощи и строителей, осваивающих ее, то можно сделать вывод, что эти направления для них вполне оправданы.
В послании довольно значительное место отведено анализу распространённого в обществе мнения о необходимости проведения реформ. И в первую очередь о конституционной реформе. Автор послания вроде бы не отрицает это, но делает избирательно и очень лукаво.
Политическими партиями и движениями обсуждается два плана реформ. Первый – переход к парламентской форме правления, второй – о перераспределении полномочий между президентом и парламентом. Президентом анализируется только малопопулярный в обществе вариант перехода к парламентскому правлению. Он, по нашему мнению вполне обосновано отвергается, причем делается это кроме всего прочего со ссылкой на первого президента. Ссылаться, конечно, на него можно и нужно, но это надо делать тогда, когда он является для тебя бесспорным авторитетом. Когда же это делается по ситуации, в случае выгодности, а в других случаях не упускается возможность мазануть грязью, то это, как минимум, не этично. А вот о проблеме перераспределения полномочий президента и парламента ничего не сказано. Хотя А.Анкваба обвиняют именно в чрезмерном сосредоточении у него полномочий.
В послании подвергается критике оппозиция, которая не представила предложений по реформированию Конституции. Но нет конкретики и в самом послании. Ничего не сказано об отношении к перераспределению полномочий. Поправки, о которых говорится в послании, являются второстепенными.
О судебной реформе. Из этой проблемы вырван только вопрос сменяемости судей. Надо было сказать, как в целом будет формироваться судебная система, чтобы она по-настоящему стала независимой. Имеющийся у власти проект судебной реформы, ответа на этот вопрос не дает. Необходимо изучить и использовать опыт западноевропейских стран, возможно Италии (итальянская судебная система сумела свалить такого монстра, как действующего премьера, миллиардера Берлускони). Для этих изменений дополнительных затрат не требуется.
При этом следует отметить, что раздел, посвященный деятельности и рефорованию правоохранительных органов, является самым честным местом в послании.
Власть одновременно с признанием неудовлетворительности их работы расписалась в своем бессилии улучшить ее путем реформирования правоохранительной системы. И это признание сделано человеком, обещавшим искоренить преступность. На самом же деле, реформирование возможно – необходимы только желание и компетентность .
О Конституционном суде. Более 10 лет речь идет о необходимости его создания, но какого-либо реального проекта о его формировании нет. По крайне мере публично он не обсуждался.
В виду особой важности этого института, проект о создании Конституционного суда должен быть широко обсужден с участием практических работников и ученых юристов.
Нами неоднократно предлагалось внести изменения в закон о международных договорах . Практика показала, что исполнительная власть бесконтрольно заключает и реализует их без ратификации парламентом. Закон должен быть составлен и сформулирован таким образом, чтобы исполнительная власть не могла допускать такого рода нарушения.
О незаконных паспортизации и предоставлении гражданства. В послании об этой проблеме говориться двусмысленно. Фактически ставится под сомнения целесообразность аннулирования незаконных паспортов. Наверно не надо забывать, что демографическая ситуация является вопросом жизни и смерти нашего государства, нашего будущего. Власть должна принимать все необходимые меры, в том числе и законодательные с целью обеспечения необходимого демографического баланса. В послании, и в ряде других выступлений, делаются попытки обвинить предшественников в создавшейся ситуации. Никогда предыдущая власть не призывала огульно предоставлять всем гражданство. Нынешняя же власть, сразу после прихода стала принимать меры по упрощению порядка предоставления гражданства беженцам. Это поправки в закон о гражданстве, решение парламента 2009г., создание незаконных районных комиссий и т.д. Обо всем этом известно и нет необходимости повторяться. Из сказанного в послании получается, что исполнительная власть не одобряет постановления парламента от 19.09.2013г. и исполняет его вынужденно. Возможно, поэтому работа, проводимая комиссиями по выполнению постановления парламента затягивается и недостаточно эффективна. Я уже как-то писал, что к проблеме беженцев прилегает и так называемая проблема гастарбайтеров, в итоге она тоже может повлиять на демографическую ситуацию. Но власть утверждает, что это вынужденная мера, обусловленная чуть ли не природной леностью нашего народа. На самом деле главной причиной активного привлечения гастарбайтеров является возможность платить меньше, а оформлять и списывать больше. Общеизвестно, что внушить можно все, в том числе и то, что народ не может и не хочет работать. Действительно, в настоящее время в городах Абхазии можно увидеть довольно значительное количество слоняющихся без дела взрослых граждан.
Это результат безработицы и навязываемого пропагандой образа жизни. На самом же деле леность не была национальной чертой характера. Люди старшего поколения хорошо помнят, как жило наше крестьянство, а эта большая часть населения Абхазии. В течение сезона сельхозработ (март-ноябрь) все члены крестьянских хозяйств, практически безвыездно, находились дома и работали. Смыслом каждого главы семейства была необходимость заготовить до следующего урожая все необходимое для семьи, встретить и достойно принять гостя. Все это обеспечивалось трудом «чистых крестьян».
В этой связи хотелось бы обратить внимание еще на одно обстоятельство.
В своем послании А.Анкваб, как положительный результат своей деятельности, назвал массовый прием граждан. По его утверждению, на приеме побывало 12 000 граждан и подано 18 000 жалоб и заявлений. В основном это просьбы о материальной помощи. С точки зрения государственной, это еще одно подтверждение сосредоточение полномочий у одного лица. Надо было построить деятельность госаппарата и органов местного самоуправления так, чтобы подавляющее большинство этих проблем решалось на низовом уровне. Все эти хождения и приемы являются популизмом с целью повышения личного авторитета. Но нельзя не сказать и о другом, что образ и уровень жизни, созданный нынешней властью превратил наших граждан в откровенных просителей. Обязанностью государства является создание таких условий, чтобы каждый гражданин мог обеспечить в соответствии со своими знаниями и способностями достойную жизнь себе и своей семье. А за помощью государства обращался только в исключительных случаях.
Добиться этого можно только в результате активной, осмысленной деятельности власти государства. Нынешняя власть функционирует по принципу, чем меньше активности и преобразований – тем меньше ошибок. Спокойнее плыть по течению. Главное побольше обещать.
Исполнительная и законодательная ветви власти должны иметь возможность реально контролировать друг друга. Законодательной власти должна быть представлена возможность принимать участие в формировании исполнительной. Возможно, использовать опыт США, согласно которому министр финансов представляется конгрессом, т.к. это должностное лицо связано с формированием и расходованием бюджета. Необходимо так же разработать и принять закон об импичменте президента. Пересмотреть и внести поправки в закон о выборах. Параллельно с работой по проверке правомерности паспортизации и предоставлении гражданства внести необходимые изменения в списки избирателей. Кроме того, необходимо завершить формирование системы судебных органов. Что же касается промышленности и сельского хозяйства, то соответствующие планы необходимо разрабатывать совместно со структурами Российской федерации. Это необходимо делать потому, что планов и предложений очень много, но нигде в них не говорится об источниках финансирования, хотя именно с этой проблемой должно производиться составление планов. Без России этот вопрос мы не сможем решить.
Кстати, еще в 2002г такая работа проводилась. Возможно материалы сохранились в минэконом развитии РФ.
Все эти вопросы можно решить, но нужен лидер, который понимает суть этих проблем, хочет и может решить их.
В документе, названном посланием президента, предлагается поставить вопрос о доверии перед избирателями. Настроение в нашем обществе свидетельствует о том, что это необходимо сделать.

Анри Джергения

Реклама

Для размещения рекламы звоните по тел. : (+7-940) 921-78-75