Критиковать политические процессы и персоналии любят везде, а в Абхазии особенно. Однако продуктивней, возможно, находить в любых ситуациях положительные стороны. Взглянем же и на абхазскую майскую революцию исключительно через позитив.
Первое. Будущий абхазский президент будет знать, что с оппозицией лучше договариваться и дружить. Да и не только с оппозицией. Учитывать общественное мнение в целом для сохранения на посту жизненно важно. А.З.Анкваб, будучи одним из ярчайших абхазских политиков современности, не был командным игроком. Осознавая свою силу, он ее переоценил. По идее, дальше политики будут осторожнее.
Второе. Оппозиционные силы, сместившие А.З.Анкваба, за прошедшие несколько лет, провели большую работу над собой. Они проявили способность объединяться и вести диалог между собой. Высоко следует оценить их мобилизационные и организаторские способности. Именно это стало залогом неожиданного успеха 27 мая с.г. Теперь лидерам коалиции необходимо продумать пути адаптации к роли управленцев.
Третье. В связи с общественным запросом появился шанс на проведение реформы власти в Абхазии. В каком виде это произойдет трудно предсказать. Предполагаю, что будет сделано несколько шагов к парламентской или смешанной президентско-парламентской республике. Конечно не исключены и более радикальные варианты реформ, но пока их сторонников пока не заметно. В частности, мне видится полезным, обсудить перспективы установления механизма консенсусного (единогласного) принятия решений в парламенте и правительстве с одновременной ликвидацией институтов президента, премьера, вице-президента, вице-премьеров.
Четвертое. Бескровная революция, что бы кто ни говорил, достижение весомое. Явление, мне думается, практически беспримерное. Хотя часто такой опыт повторять вероятно слишком опасно.
Пятое. Госчиновники также как и президент будут серьезнее относится к критике со стороны общества и оппозиции.
Список можно вероятно продолжить. Естественно на каждый плюс есть и свой минус. Будем однако надеяться, что благодаря мудрости общественности РА серьезные ошибки совершены не будут.
Михаил Джергения, политолог